comp-science.narod.ru ==> Дидактические материалы по информатике ==> Компетентностный подход в обучении информатике: контрольно-измерительные материалы

 



Журнальный вариант статьи: Информатика и образование, 2010, № 6. — с. 57-65.

 

Компетентностный подход в обучении информатике: контрольно-измерительные материалы

Школьные образовательные стандарты второго поколения нацелены на компетентностно-ориентированное обучение, следовательно, требуется иная организация как самого учебного процесса, так и процедур контроля его качества. В связи с этим в рамках проекта комплексной программы модернизации образования (КПМО) в Пермском крае были разработаны пробные контрольно-измерительные материалы (КИМ) компетентностного характера по информатике и ИКТ. Для разработки был выбран раздел «Табличный процессор», т.к. предметные компетенции, связанные с использованием средств обработки данных, представленных в табличном виде; использования средств вычислений, моделирования, деловой графики могут быть приобретены и закреплены именно при изучении этого раздела. Кроме того, прослеживаются междпредметные связи со многими школьными предметами, в частности, математикой; на уровне моделирования — с любой школьной дисциплиной.

Изучение табличного процессора и его функционала направлено, во-первых, на знакомство с возможностью систематизированного представления информации в табличном виде и выполнения расчетных работ любой сложности, а во-вторых, на демонстрацию прикладного значения информатики и ИКТ и реализацию межпредметных связей. Качественное освоение содержания раздела и соответствующих способов деятельности положительно влияет на развитие алгоритмической грамотности ученика. Именно при работе с табличным процессором задействуются все предметные компетенции: алгоритмическая, вычислительная, наглядно-модельная, прогностическая, исследовательская и методологическая. Формирование и совершенствование предметных компетенций невозможно без межпредметных и ключевых (интеллектуальной, организационной, информационной) компетенций.

Выделены следующие показатели критериев сформированности компетенций:

Основным объектом деятельности, организованной на компетентностном уровне освоения раздела «Табличный процессор», является представление информации в табличном виде и оперирование информацией, таким образом представленной. Предлагаемые задания сформулированы так, чтобы при их выполнении учащийся совершал ряд логических операций, активизировал имеющиеся в его арсенале способы решения задач и мог перенести имеющийся опыт на любые другие задачи. Предлагаемые задания составлены так, чтобы учащийся не только продемонстрировал применение стандартных алгоритмов или их комбинаций, но и на основе наблюдения за объектами выдвинул собственную гипотезу и доказал или опроверг ее.

В качестве компетентностных предложены в основном текстовые задания и отдельные тестовые задания. Тестовые задания имеют в основном открытую форму, некоторые соответствуют матрице «четыре возможных варианта при двух предложенных ответах». Ответы на такие тестовые задания даются в форме слов, словосочетаний, чисел. Ответы на нетестовые компетентностные задания могут быть оформлены в виде небольшого или развёрнутого связного высказывания, а также представлены в виде завершенного решения в табличном процессоре. Допускаются задания, требующие проведения мини-исследования или создания мини-проекта.

Оформляя ответ на компетентностное задание, учащийся продемонстрирует также и уровень своей информационной грамотности, причём не в специально организованной ситуации, а в процессе естественного решения или рассуждения.

Представленный блок компетентностных контрольно-измерительных материалов к разделу «Табличный процессор» имеет ряд особенностей. Всем заданиям предпослана таблица, содержащая перечень элементов проверяемого содержания, а также указание на компетентности, формируемые при изучении отдельных модулей раздела (Табл. 1). Каждому варианту предшествует инструкция по его выполнению. Есть отдельные задания повышенной сложности.

Табл. 1. Перечень элементов проверяемого содержания

№ темы № подтемы ТЕМА. Подтема № заданий Проверяемые компетентности
1   Технология работы в табличном процессоре    
1.1 Понятие электронной таблицы 3-10 Ключевые: информационная, интеллектуальная, организационная Предметные: Алгоритмическая, Вычислительная, Наглядно-модельная, Исследовательская, методологическая
1.2 Данные и формулы в табличном процессоре 1-3
1.3 Абсолютная и относительная адресации 1-3, 5-10
1.4 Функции в табличном процессоре 1-10
1.5 Деловая графика в табличном процессоре 4-6, 8-9
2   Применение табличных процессоров    
2.1 Математическое моделирование в табличном процессоре 9 Ключевые: информационная, интеллектуальная, организационная Предметные: Алгоритмическая, Вычислительная, Наглядно-модельная, Исследовательская, методологическая
2.2 Имитационное моделирование в табличном процессоре 10

Выполнение каждого варианта рассчитано на 3 часа (180 минут). Задания оформляются в табличном процессоре и проверяются вручную.

Приведем в качестве примера один из вариантов.

Вариант B

Среди предложенных ниже заданий встречаются задания в тестовой форме. В каждом тестовом задании может быть 1, 2 или ни одного правильного ответа. Вписывайте номера ответов в соответствующие клетки, два правильных ответа пишите через запятую. При отсутствии правильного ответа вписывайте «0»

1. Даны функции: 1) y=x2 + x – 1; 2) y=; 3) . Пусть значение переменной x записано в ячейке B1.

Правая часть какой из функций записана с помощью формулы табличного процессора?

=КОРЕНЬ(B1-1)+1/КОРЕНЬ(B1-1)

2. Формула =2*КОРЕНЬ(A1-1) имеет смысл при значениях переменной ______

3. Есть фрагмент таблицы

Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(A2:B4)

4. Какие из представленных диаграмм соответствуют набору данных 100, 15, 65, 30, 75?

1)

2)

3)

4)

5. Построить график функции  на отрезке [-10; 10].

6. Построить график функции  на отрезке [-5; 5].

7. В банке N вкладчиков. Каждый вкладчик имеет некоторый рублевый вклад. В зависимости от вида вклада каждый вкладчик имеет Р% годового дохода. Определить количество денег на вкладе у каждого вкладчика после года хранения и общее количество денег, которые должен оплатить банк после года хранения.

8*. Указать детей некоторого детского сада, которые родились в заданном месяце (известна дата рождения); вычислить их возраст (полное количество лет).

9*. На острове обитают зайцы и кролики. Поскольку они потребляют одни и те же ресурсы (пища, обитаемая площадь и др.), то между ними возникает конкурентная борьба, которая влияет на численность каждой из популяций. В научной литературе модель такой конкуренции описывается моделью Лотки-Вольтерры:

По этим формулам рассчитывается число зайцев и кроликов в каждом следующем году (Zn, Kn) по их численности в предыдущем году (Zn-1, Kn-1).

В этой системе присутствуют 6 параметров: r1, r2, M1, M2, a12, a21. Смысл их такой:

r1 — скорость размножения кроликов;

r2 — скорость размножения зайцев;

M1 — предельная плотность насыщения популяции кроликов (максимальное количество кроликов, которое может проживать на данной территории при отсутствии зайцев);

M2 — предельная плотность насыщения популяции зайцев (максимальное количество зайцев, которое может проживать на данной территории при отсутствии кроликов);

a12 — коэффициент, показывающий отрицательное влияние одного зайца на рост численности популяции кроликов;

a21 — коэффициент, показывающий отрицательное влияние одного кролика на рост численности популяции зайцев.

а) Проследить за изменением «поголовья» кроликов и зайцев в течение 10 лет в табличной и графической форме для значений параметров

K0 = 50, Z0 = 50, r1 = 0,2, r2 = 0,3, M1 = 100, M2 = 150, a12 = 0,1, a21 = 0,08

б) Определить, сколько кроликов и зайцев будет жить на острове через 10 лет, если начальное число зайцев сделать равным Z0 = 250. Все остальные параметры задачи оставить без изменения.

10*. «Орёл или решка». Пусть бросание монеты моделируется генерацией случайного числа в полуинтервале [0; 1), причем считается, что выпадает «орёл», если сгенерировано число в полуинтервале [0; 0,5), и «решка», если — в полуинтервале [0,5; 1). «Подбросить» монету 10000 раз. Подсчитать количество выпадений «орла» и «решки». Убедиться, что эти количества примерно одинаковы.

Необходимо обратить особое внимание на предложенные примерные ответы к каждому варианту (Табл. 2): они являются ориентиром для проверяющих работу педагогов, указывают на некий минимум требований к уровню подготовки учащихся, но это не означает, что хорошо выполнивший задание ученик должен дать совершенно такой же по оформлению ответ, как предложено в примерных ответах, — должна бать сохранена теоретическая и логическая суть образцов. В тех заданиях, где решение предполагает использование табличного процессора, представлен фрагмент таблицы в режиме отображения формул (на практике же проверяющие получают в свое распоряжение котрольный файл с решением).

Табл. 2. Ответы или примерное оформление решения

Содержание ответа

1

2

2

≥1

3

5

4

4

5

6

7

8*

Пример работы

Формулы

9*

10*

Все компетентностные задания оцениваются по критериальной системе (Табл. 3). В предлагаемом блоке компетентностных заданий их содержание и соответствующий параметр критериальной оценки определяются особенностями текста, а вес каждого задания – количеством необходимых для его выполнения операций и их сложностью. Баллы для оценки выполненного задания расположены в порядке убывания в соответствии с указанными дескрипторами (описаниями уровня).

Общий балл за выполнение варианта складывается из суммы баллов за каждое задание. Для перевода набранных баллов в отметки может использоваться процентная система:

Табл. 3. Критерии проверки и оценки пробных заданий компетентностного характера

№ задания

Позиции для оценивания

Количество баллов по каждой позиции

Максимальное количество баллов за задание

1

Задание выполнено верно

1

1

2

Задание выполнено верно

1

1

3

Задание выполнено верно

1

1

4

  1. ответ дан верно
  2. выбраны 0 диаграмм или 2 диаграммы, среди них верная
  3. выбрано более 2 диаграмм

2

1

0

2

5

  1. таблица значений построена верно, выбран адекватный тип диаграммы, график построен верно
  2. таблица значений построена верно, выбран неадекватный тип диаграммы, график построен верно
  3. задание выполнено неверно

2

 

1

 

0

2

6

  1. таблица значений построена верно, выбран адекватный тип диаграммы, график построен верно
  2. таблица значений построена верно, выбран неадекватный тип диаграммы, график построен верно
  3. задание выполнено неверно

3

 

2

 

0

3

7

  1. Полное решение
  2. Полное, но нерациональное решение (с использованием вспомогательной колонки)
  3. Подсчитаны проценты и сумма выплаты для вкладчика, но не указана общая сумма выплат
  4. Не подсчитаны проценты
  5. Неверное решение

4

 

3

 

2

1

0

4

8*

  1. Полное решение.
  2. Верно выполнены расчеты, но  количество лет выдается некорректно или неправильно (т.е. в виде десятичной дроби, либо количество лет полное, но за счет неправильного округления получается неверный результат).
  3. Верно выполнены расчеты, но результаты выдаются для всех
  4. Задание выполнено неверно

5

 

 

 

4

3

0

5

9*

  1. Полное решение
  2. Правильно выполнены расчеты, но нет графика
  3. В расчетных формулах допущены незначительные ошибки
  4. Решение неверно

4

3

1

0

4

10*

  1. Произведены все расчеты, результаты сравниваются
  2. Произведены все расчеты, но результаты не сравниваются
  3. Сгенерированы числа, определение «орёл» или «решка» производится вручную
  4. Только сгенерированы числа
  5. Задача не решена

 

5

4

 

2

1

0

5

Максимальное общее количество баллов

28

При проведении компетентностного контроля необходимо помнить, что его основная цель – контроль уровня сформированности компетентностей каждого ученика, и мониторинг изменений этого уровня на завершающем этапе изучения базового курса информатики и ИКТ. Именно поэтому к вариантам КИМ предложена таблица, отражающая соотнесённость каждого задания с проверяемыми предметными и ключевыми компетенциями (Табл. 4). Задача учителя – на основе этой таблицы и набранных конкретным учеником баллов по каждому критерию составить аналитическую справку об уровне сфомированности компетентностей выпускников и организовать работу по совершенствованию недостаточно развитых компетентностей.

Табл. 4

№ задания

Проверяемые компетенции

ключевые

предметные

1

интеллектуальная

Алгоритмическая, вычислительная

2

Исследовательская, методологическая

Алгоритмическая, вычислительная

3

Информационная, исследовательская

Прогностическая, наглядно-модельная

4

интеллектуальная

Прогностическая, наглядно-модельная

5

Информационная, исследовательская

Прогностическая, наглядно-модельная, алгоритмическая

6

Информационная, исследовательская

Прогностическая, наглядно-модельная, алгоритмическая

7

Исследовательская, методологическая

наглядно-модельная, алгоритмическая

8

Интеллектуальная, информационная, исследовательская

Прогностическая, наглядно-модельная, вычислительная

9

Интеллектуальная, информационная, исследовательская

Прогностическая, наглядно-модельная, прогностическая, алгоритмическая

10

Интеллектуальная, информационная, исследовательская

Прогностическая, алгоритмическая, наглядно-модельная, вычислительная

В заключение представим результаты апробации КИМ, которая состоялась в феврале 2010 г.

Для апробации был использован вариант B (всего в КИМ пять вариантов A-E, вариант A ранее был использован в качестве демо-варианта).

Всего в комплект входило 10 заданий, из них последние 3 позиционировались как задания повышенного уровня сложности.

Всего в апробации принимали участие 13 учебных заведений Перми и Пермского края. Было представлено около 500 работ.

Следует отметить, что чаще всего наблюдается следующая картина: в рамках одного учебного заведения результаты в среднем примерно одинаковые, в разных учебных заведениях они могут существенно отличаться. Выражается это как в количестве и качестве выполненных работ, так и в том, к выполнению каких заданий приступали учащиеся.

Задания 1-4 являются более традиционными, носят ярко выраженный тестовый характер. С ними справились практически все учащиеся. Задание 2 требовало указания области определения функции, здесь проблемы у тех, кто не справился с заданием, были в основном математического характера.

Задания 5-6 требовали построения графика функции. Если задание 5, где функция задана традиционным образом, выполнили абсолютно правильно многие, то задание 6 вызвало затруднение в том плане, что на разных отрезках области определения функция была задана разными формулами и аккуратное вычисление ее значений требовало использование логической функции ЕСЛИ. Не всегда адекватно выбирался тип диаграммы для построения графика.

Задания 7-10 не были жестко детерминированы, требовали задания собственных данных, а временами и привлечения дополнительной справочной информации. Собственно, такого плана задания способны выявить не только собственно сформированность предметных компетенций, но и общих и общепредметных, прежде всего связанных со структурированием информации. Не во всех учебных заведениях учащиеся приступали к выполнению этой части КИМ.

Задание 7 вызывало затруднения в связи с неумением работать с процентами или адекватно организовать такую работу непосредственно в табличном процессоре. Это отмечают в своих листах наблюдения и учителя.

Задание 8 практически никем не было выполнено из-за неумения использовать средства табличного процессора для работы с датой-временем.

Задание 9 представляло из себя работу с дискретной экологической моделью, заданной двумя рекуррентными соотношениями. Здесь результаты существенно отличаются именно по учебным заведениям. В одних к этому заданию не приступает никто, в других — решают практически все. Это свидетельствует о том, что указанный материал просто требует отработки, поскольку всё, что необходимо для моделирования, в задаче присутствует. Возможно, учащихся смущала длина формулировки задания.

Задание 10 предполагало провести простейшее имитационное моделирование. Чаще всего оно было оставлено без внимания, поскольку учащиеся не используют в работе с табличным процессором случайные величины, не знакомы с простейшими функциями статистической обработки данных.

После проверки работ были сформулированы следующие предложения и рекомендации:

 


[Заглавная страница] [Олимпиады по программированию] [Подготовка к олимпиадам] [Дидактические материалы по информатике]
[Дидактические материалы по математике] [Методическая копилка] [Ресурсы Интернет] [Об авторе]

 


Рейтинг ресурсов УралWeb

 

© А.П. Шестаков, 2010
Сайт создан в системе uCoz