Школьные образовательные стандарты второго поколения нацелены на компетентностно-ориентированное обучение, следовательно, требуется иная организация как самого учебного процесса, так и процедур контроля его качества. В связи с этим в рамках проекта комплексной программы модернизации образования (КПМО) в Пермском крае были разработаны пробные контрольно-измерительные материалы (КИМ) компетентностного характера по информатике и ИКТ. Для разработки был выбран раздел «Табличный процессор», т.к. предметные компетенции, связанные с использованием средств обработки данных, представленных в табличном виде; использования средств вычислений, моделирования, деловой графики могут быть приобретены и закреплены именно при изучении этого раздела. Кроме того, прослеживаются междпредметные связи со многими школьными предметами, в частности, математикой; на уровне моделирования — с любой школьной дисциплиной.
Изучение табличного процессора и его функционала направлено, во-первых, на знакомство с возможностью систематизированного представления информации в табличном виде и выполнения расчетных работ любой сложности, а во-вторых, на демонстрацию прикладного значения информатики и ИКТ и реализацию межпредметных связей. Качественное освоение содержания раздела и соответствующих способов деятельности положительно влияет на развитие алгоритмической грамотности ученика. Именно при работе с табличным процессором задействуются все предметные компетенции: алгоритмическая, вычислительная, наглядно-модельная, прогностическая, исследовательская и методологическая. Формирование и совершенствование предметных компетенций невозможно без межпредметных и ключевых (интеллектуальной, организационной, информационной) компетенций.
Выделены следующие показатели критериев сформированности компетенций:
Основным объектом деятельности, организованной на компетентностном уровне освоения раздела «Табличный процессор», является представление информации в табличном виде и оперирование информацией, таким образом представленной. Предлагаемые задания сформулированы так, чтобы при их выполнении учащийся совершал ряд логических операций, активизировал имеющиеся в его арсенале способы решения задач и мог перенести имеющийся опыт на любые другие задачи. Предлагаемые задания составлены так, чтобы учащийся не только продемонстрировал применение стандартных алгоритмов или их комбинаций, но и на основе наблюдения за объектами выдвинул собственную гипотезу и доказал или опроверг ее.
В качестве компетентностных предложены в основном текстовые задания и отдельные тестовые задания. Тестовые задания имеют в основном открытую форму, некоторые соответствуют матрице «четыре возможных варианта при двух предложенных ответах». Ответы на такие тестовые задания даются в форме слов, словосочетаний, чисел. Ответы на нетестовые компетентностные задания могут быть оформлены в виде небольшого или развёрнутого связного высказывания, а также представлены в виде завершенного решения в табличном процессоре. Допускаются задания, требующие проведения мини-исследования или создания мини-проекта.
Оформляя ответ на компетентностное задание, учащийся продемонстрирует также и уровень своей информационной грамотности, причём не в специально организованной ситуации, а в процессе естественного решения или рассуждения.
Представленный блок компетентностных контрольно-измерительных материалов к разделу «Табличный процессор» имеет ряд особенностей. Всем заданиям предпослана таблица, содержащая перечень элементов проверяемого содержания, а также указание на компетентности, формируемые при изучении отдельных модулей раздела (Табл. 1). Каждому варианту предшествует инструкция по его выполнению. Есть отдельные задания повышенной сложности.
Табл. 1. Перечень элементов проверяемого содержания
№ темы | № подтемы | ТЕМА. Подтема | № заданий | Проверяемые компетентности |
1 | Технология работы в табличном процессоре | |||
1.1 | Понятие электронной таблицы | 3-10 | Ключевые: информационная, интеллектуальная, организационная Предметные: Алгоритмическая, Вычислительная, Наглядно-модельная, Исследовательская, методологическая | |
1.2 | Данные и формулы в табличном процессоре | 1-3 | ||
1.3 | Абсолютная и относительная адресации | 1-3, 5-10 | ||
1.4 | Функции в табличном процессоре | 1-10 | ||
1.5 | Деловая графика в табличном процессоре | 4-6, 8-9 | ||
2 | Применение табличных процессоров | |||
2.1 | Математическое моделирование в табличном процессоре | 9 | Ключевые: информационная, интеллектуальная, организационная Предметные: Алгоритмическая, Вычислительная, Наглядно-модельная, Исследовательская, методологическая | |
2.2 | Имитационное моделирование в табличном процессоре | 10 |
Выполнение каждого варианта рассчитано на 3 часа (180 минут). Задания оформляются в табличном процессоре и проверяются вручную.
Приведем в качестве примера один из вариантов.
Среди предложенных ниже заданий встречаются задания в тестовой форме. В каждом тестовом задании может быть 1, 2 или ни одного правильного ответа. Вписывайте номера ответов в соответствующие клетки, два правильных ответа пишите через запятую. При отсутствии правильного ответа вписывайте «0»
1. Даны функции: 1) y=x2 + x – 1; 2) y=; 3) . Пусть значение переменной x записано в ячейке B1.
Правая часть какой из функций записана с помощью формулы табличного процессора?
=КОРЕНЬ(B1-1)+1/КОРЕНЬ(B1-1)
2. Формула =2*КОРЕНЬ(A1-1) имеет смысл при значениях переменной ______
3. Есть фрагмент таблицы
Чему равно значение формулы =СРЗНАЧ(A2:B4)
4. Какие из представленных диаграмм соответствуют набору данных 100, 15, 65, 30, 75?
1) |
2) |
3) |
4) |
5. Построить график функции на отрезке [-10; 10].
6. Построить график функции на отрезке [-5; 5].
7. В банке N вкладчиков. Каждый вкладчик имеет некоторый рублевый вклад. В зависимости от вида вклада каждый вкладчик имеет Р% годового дохода. Определить количество денег на вкладе у каждого вкладчика после года хранения и общее количество денег, которые должен оплатить банк после года хранения.
8*. Указать детей некоторого детского сада, которые родились в заданном месяце (известна дата рождения); вычислить их возраст (полное количество лет).
9*. На острове обитают зайцы и кролики. Поскольку они потребляют одни и те же ресурсы (пища, обитаемая площадь и др.), то между ними возникает конкурентная борьба, которая влияет на численность каждой из популяций. В научной литературе модель такой конкуренции описывается моделью Лотки-Вольтерры:
По этим формулам рассчитывается число зайцев и кроликов в каждом следующем году (Zn, Kn) по их численности в предыдущем году (Zn-1, Kn-1).
В этой системе присутствуют 6 параметров: r1, r2, M1, M2, a12, a21. Смысл их такой:
r1 — скорость размножения кроликов;
r2 — скорость размножения зайцев;
M1 — предельная плотность насыщения популяции кроликов (максимальное количество кроликов, которое может проживать на данной территории при отсутствии зайцев);
M2 — предельная плотность насыщения популяции зайцев (максимальное количество зайцев, которое может проживать на данной территории при отсутствии кроликов);
a12 — коэффициент, показывающий отрицательное влияние одного зайца на рост численности популяции кроликов;
a21 — коэффициент, показывающий отрицательное влияние одного кролика на рост численности популяции зайцев.
а) Проследить за изменением «поголовья» кроликов и зайцев в течение 10 лет в табличной и графической форме для значений параметров
K0 = 50, Z0 = 50, r1 = 0,2, r2 = 0,3, M1 = 100, M2 = 150, a12 = 0,1, a21 = 0,08
б) Определить, сколько кроликов и зайцев будет жить на острове через 10 лет, если начальное число зайцев сделать равным Z0 = 250. Все остальные параметры задачи оставить без изменения.
10*. «Орёл или решка». Пусть бросание монеты моделируется генерацией случайного числа в полуинтервале [0; 1), причем считается, что выпадает «орёл», если сгенерировано число в полуинтервале [0; 0,5), и «решка», если — в полуинтервале [0,5; 1). «Подбросить» монету 10000 раз. Подсчитать количество выпадений «орла» и «решки». Убедиться, что эти количества примерно одинаковы.
Необходимо обратить особое внимание на предложенные примерные ответы к каждому варианту (Табл. 2): они являются ориентиром для проверяющих работу педагогов, указывают на некий минимум требований к уровню подготовки учащихся, но это не означает, что хорошо выполнивший задание ученик должен дать совершенно такой же по оформлению ответ, как предложено в примерных ответах, — должна бать сохранена теоретическая и логическая суть образцов. В тех заданиях, где решение предполагает использование табличного процессора, представлен фрагмент таблицы в режиме отображения формул (на практике же проверяющие получают в свое распоряжение котрольный файл с решением).
Табл. 2. Ответы или примерное оформление решения
№ |
Содержание ответа |
1 |
2 |
2 |
≥1 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8* |
Пример работы
Формулы
|
9* |
|
10* |
Все компетентностные задания оцениваются по критериальной системе (Табл. 3). В предлагаемом блоке компетентностных заданий их содержание и соответствующий параметр критериальной оценки определяются особенностями текста, а вес каждого задания – количеством необходимых для его выполнения операций и их сложностью. Баллы для оценки выполненного задания расположены в порядке убывания в соответствии с указанными дескрипторами (описаниями уровня).
Общий балл за выполнение варианта складывается из суммы баллов за каждое задание. Для перевода набранных баллов в отметки может использоваться процентная система:
Табл. 3. Критерии проверки и оценки пробных заданий компетентностного характера
№ задания |
Позиции для оценивания |
Количество баллов по каждой позиции |
Максимальное количество баллов за задание |
1 |
Задание выполнено верно |
1 |
1 |
2 |
Задание выполнено верно |
1 |
1 |
3 |
Задание выполнено верно |
1 |
1 |
4 |
|
2 1 0 |
2 |
5 |
|
2
1
0 |
2 |
6 |
|
3
2
0 |
3 |
7 |
|
4
3
2 1 0 |
4 |
8* |
|
5
4 3 0 |
5 |
9* |
|
4 3 1 0 |
4 |
10* |
|
5 4
2 1 0 |
5 |
Максимальное общее количество баллов |
28 |
При проведении компетентностного контроля необходимо помнить, что его основная цель – контроль уровня сформированности компетентностей каждого ученика, и мониторинг изменений этого уровня на завершающем этапе изучения базового курса информатики и ИКТ. Именно поэтому к вариантам КИМ предложена таблица, отражающая соотнесённость каждого задания с проверяемыми предметными и ключевыми компетенциями (Табл. 4). Задача учителя – на основе этой таблицы и набранных конкретным учеником баллов по каждому критерию составить аналитическую справку об уровне сфомированности компетентностей выпускников и организовать работу по совершенствованию недостаточно развитых компетентностей.
Табл. 4
№ задания |
Проверяемые компетенции |
|
ключевые |
предметные |
|
1 |
интеллектуальная |
Алгоритмическая, вычислительная |
2 |
Исследовательская, методологическая |
Алгоритмическая, вычислительная |
3 |
Информационная, исследовательская |
Прогностическая, наглядно-модельная |
4 |
интеллектуальная |
Прогностическая, наглядно-модельная |
5 |
Информационная, исследовательская |
Прогностическая, наглядно-модельная, алгоритмическая |
6 |
Информационная, исследовательская |
Прогностическая, наглядно-модельная, алгоритмическая |
7 |
Исследовательская, методологическая |
наглядно-модельная, алгоритмическая |
8 |
Интеллектуальная, информационная, исследовательская |
Прогностическая, наглядно-модельная, вычислительная |
9 |
Интеллектуальная, информационная, исследовательская |
Прогностическая, наглядно-модельная, прогностическая, алгоритмическая |
10 |
Интеллектуальная, информационная, исследовательская |
Прогностическая, алгоритмическая, наглядно-модельная, вычислительная |
В заключение представим результаты апробации КИМ, которая состоялась в феврале 2010 г.
Для апробации был использован вариант B (всего в КИМ пять вариантов A-E, вариант A ранее был использован в качестве демо-варианта).
Всего в комплект входило 10 заданий, из них последние 3 позиционировались как задания повышенного уровня сложности.
Всего в апробации принимали участие 13 учебных заведений Перми и Пермского края. Было представлено около 500 работ.
Следует отметить, что чаще всего наблюдается следующая картина: в рамках одного учебного заведения результаты в среднем примерно одинаковые, в разных учебных заведениях они могут существенно отличаться. Выражается это как в количестве и качестве выполненных работ, так и в том, к выполнению каких заданий приступали учащиеся.
Задания 1-4 являются более традиционными, носят ярко выраженный тестовый характер. С ними справились практически все учащиеся. Задание 2 требовало указания области определения функции, здесь проблемы у тех, кто не справился с заданием, были в основном математического характера.
Задания 5-6 требовали построения графика функции. Если задание 5, где функция задана традиционным образом, выполнили абсолютно правильно многие, то задание 6 вызвало затруднение в том плане, что на разных отрезках области определения функция была задана разными формулами и аккуратное вычисление ее значений требовало использование логической функции ЕСЛИ. Не всегда адекватно выбирался тип диаграммы для построения графика.
Задания 7-10 не были жестко детерминированы, требовали задания собственных данных, а временами и привлечения дополнительной справочной информации. Собственно, такого плана задания способны выявить не только собственно сформированность предметных компетенций, но и общих и общепредметных, прежде всего связанных со структурированием информации. Не во всех учебных заведениях учащиеся приступали к выполнению этой части КИМ.
Задание 7 вызывало затруднения в связи с неумением работать с процентами или адекватно организовать такую работу непосредственно в табличном процессоре. Это отмечают в своих листах наблюдения и учителя.
Задание 8 практически никем не было выполнено из-за неумения использовать средства табличного процессора для работы с датой-временем.
Задание 9 представляло из себя работу с дискретной экологической моделью, заданной двумя рекуррентными соотношениями. Здесь результаты существенно отличаются именно по учебным заведениям. В одних к этому заданию не приступает никто, в других — решают практически все. Это свидетельствует о том, что указанный материал просто требует отработки, поскольку всё, что необходимо для моделирования, в задаче присутствует. Возможно, учащихся смущала длина формулировки задания.
Задание 10 предполагало провести простейшее имитационное моделирование. Чаще всего оно было оставлено без внимания, поскольку учащиеся не используют в работе с табличным процессором случайные величины, не знакомы с простейшими функциями статистической обработки данных.
После проверки работ были сформулированы следующие предложения и рекомендации:
© А.П. Шестаков, 2010