Задачи II-го (муниципального) этапа областной
олимпиады школьников по информатике
(базовый курс, тестирование)
(8-9 класс, 2001-2002 учебный год, Пермская область)

 

1. Приветствие участникам олимпиады от марсиан записано с помощью всех символов марсианского алфавита: ТЕВИРП!КИ! Сколько информации оно несет?

A. 10 бит; B. 10 байт; C. 80 бит; D. 30 бит; E. 30 байт.

2. Фраза на некотором иностранном языке «каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» – «большая красная груша», «цаля баля» – «большое яблоко». Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?

A. груша — каля; яблоко — цаля; солнышко — маля; B. груша — баля; яблоко — цаля; солнышко — каля; C. груша — фаля; яблоко — баля; солнышко — маля; D. груша — фаля; яблоко — цаля; солнышко — каля; E. груша — баля; яблоко — цаля; солнышко — маля.

3. Какие из сообщений будут неинформативны для участников олимпиады по информатике? (1) бит — единица измерения информации; (2) монитор — устройство вывода информации; (3) псевдоструктуры образуют когомологии; (4) Ro do, may si, lot do may.

A. все сообщения неинформативны; B. (3), (4); C. (1), (2), (3); D. (4); E. (3).

4. В корзине лежат фрукты: 8 яблок, 32 банана и 24 сливы. Количество информации в сообщении о том, что достали яблоко обозначим iЯ, банан — iБ, сливу — iС. Для величин iЯ, iБ и iС справедливо неравенство:

A. iЯ<iБ<iС; B. iЯ<iС<iБ; C. iЯ>iС>iБ; D. iБ<iС<iЯ; E. iБ>iС>iЯ.

5. Сколько Мбайт содержится в 216 байтах?

A. 64; B. 16; C. 1/16; D. 1/4; E. 4.

6.Схема компьютера На рисунке показана схема компьютера. Цифрами обозначены устройства. Стрелки указывают направления информационного обмена между ними. Указать, какое устройство обозначено той или иной цифрой.

A. 1 — устройство ввода; 2 — оперативная память; 3 — процессор; 4 — внешняя память; 5 — устройство вывода.
B. 1 — устройство ввода; 2 — оперативная память; 3 — устройство вывода; 4 — процессор; 5 — внешняя память.
C. 1 — устройство ввода; 2 — внешняя память; 3 — устройство вывода; 4 — оперативная память; 5 — процессор.
D. 1 — устройство ввода; 2 — внешняя память; 3 — устройство вывода; 4 — процессор; 5 — оперативная память.
E. 1 — устройство ввода; 2 — внешняя память; 3 — процессор; 4 — устройство вывода; 5 — оперативная память.

7. Дан список устройств компьютера: а) оперативная память; б) жесткий диск; в) CD-ROM; г) дисплей; д) процессор; е) мышь; ж) клавиатура. Какие из перечисленных устройств являются центральными (не периферийными) устройствами компьютера?

A. а); б); д); B. а); д); C. а); б); г); д); ж); D. б); в); д); E. д).

8. О типе информации, хранящейся в файле (текстовая, графическая, звук, исполняемая программа и т.д.), пользователь может узнать

A. по имени файла; B. по расширению имени файла; C. по полному имени файла; D. по имени логического диска; E. по имени каталога (папки), в котором хранится файл.

9. Программист написал программу на языке машинных команд, которая содержит 21 команду. Каждая команда занимает 4 байта памяти. Программа размещается в памяти, начиная с нулевого адреса. Указать шестнадцатеричный адрес последней команды в программе.

A. 84; B. 80; C. 55; D. 53; E. 50.

10. Чему будет равно значение переменной S после выполнения программы:

		Алг Пример;
		Целые S, i;
		Начало
			ввод N; S :=0; i:=1;
			Пока I>10 повторять  нц S:=S+2; i:=i+1 кц; вывод S;
		Конец
A. S = 0; B. B. S = 20; C. S = 18; D. 22; E. программа «зациклится».

11. Какое наименьшее количество контрольных примеров необходимо для полного тестирования следующего фрагмента алгоритма, записанного с помощью алгоритмического языка. U1, U2, U3 — обозначают некоторые условия, а S1, S2, S3 — операторы.

		Если U1 то Если U2 то S1 иначе S2 Конец вевтвл
			иначе Если U3 то S3 Конец вевтвл
		Конец вевтвл
A. 3; B. 6; C. 1; D. 2; E. 4.

12. В саду 300 фруктовых деревьев. 111 груш и 123 яблони. В какой системе счисления посчитаны деревья?

A. 2; B. 3; C. 4; D. 1; E. такой системы не существует.

13. Сколько целых троичных чисел находится в диапазоне [123; 10003], включая граничные значения?

A. 22; B. 988; C. 987; D. 210; E. 23.

14. Разрешающая способность дисплея равна 640 × 200 пикселей. Для размещения одного символа в текстовом режиме используется матрица 8 × 8 пикселей. Какое максимальное количество текстовых строк может быть размещено на экране?

A. 80; B. 10; C. 25; D. 12; E. 2000.

15. Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях и туфлях. Известно, что только у Ани цвета платья и и туфлей совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зеленых туфлях. Определить цвета платья и туфель на каждой из подруг.

A. У Ани синие платья и туфли, у Вали зеленое платье и белые туфли, у Наташи белое платье и зеленые туфли.
B. У Ани белые платья и туфли, у Вали зеленое платье и синие туфли, у Наташи синее платье и зеленые туфли.
C. Точного ответа дать нельзя.
D. У Ани белые платья и туфли, у Вали синее платье и зеленые туфли, у Наташи синее платье и зеленые туфли.
E. У Ани синие платья и туфли, у Вали синее платье и зеленые туфли, у Наташи белое платье и зеленые туфли.

16.Чертёж Высказывания П, T, K истинны для точек, принадлежащих прямоугольнику, треугольнику и кругу соответственно. Для всех точек, принадлежащих выделенной (черным цветом) на рисунке области, истинно высказывание:

A. П и Т и К и не(П или К) и не(П или Т)
B. П или Т или К и не(П или К) и не(П или Т)
C. П и Т и К или не(П или К) и не(П или Т)
D. (П или Т или К) и не(П и К) и не(П и Т)
E. (П или Т или К) и (не(П и К) или не(П и Т))

17. В корзине лежат грибы: 30 рыжиков и несколько лисичек. Сколько в корзине может быть грибов (рыжиков и лисичек), если истинно следующее высказывание:

(ЛИСИЧЕК НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЫЖИКОВ) ИЛИ (ЛИСИЧЕК БОЛЬШЕ 35)
A. 61; B. 65; C. 64; D. 30; E. 35.

18. Дан текст: «Посадил дед репку». К тексту (в порядке следования слов) применены команды: выделить слово; вырезать; выделить слово; копировать; выделить слово; вырезать; вставить. Что будет отображаться на экране после выполнения этих команд?

A. репку; B. дед репку; C. Посадил дед дед репку; D. Посадил; E. дед дед дед.

19. Сколько клеток входит в диапазон Z5:AD18?

A. такого диапазона не существует; B. 52; C. 56; D. 65; E. 70.

20. Фрагмент электронной таблицы Дан фрагмент электронной таблицы. В клетку D2 необходимо поместить формулу, проверяющую правильность ввода оценок. Оценки могут принимать значения от 2 до 5. В случае неверного ввода хотя бы одной из оценок надо выдать сообщение об этом. При правильном вводе клетка D2 должна оставаться пустой.

A. =ЕСЛИ(ИЛИ(ИЛИ(B2<2;B2>5);ИЛИ(C2<2;C2>5));"неверные оценки";" ")
B. =ЕСЛИ(И(ИЛИ(B2<2;B2>5);ИЛИ(C2<2;C2>5));"неверные оценки";" ")
C. =ЕСЛИ(ИЛИ(ИЛИ(B2<2;B2>5);ИЛИ(C2<2;C2>5));"неверные оценки")
D. =ЕСЛИ(ИЛИ(И(B2<2;B2>5);И(C2<2;C2>5));"неверные оценки";" ")
E. =ЕСЛИ(И(И(B2<2;B2>5);И(C2<2;C2>5));"неверные оценки")

21. Фрагмент электронной таблицы - 1 Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул. Определить какие значения будут отображаться в клетках C2, C3, C4 и C5?

A. C2 = 3; C3 = 40; C4 = 40; C5 = 64
B. C2 = 3; C3 = 40; C4 = 2; значение в клетке C5 не может быть вычислено
C. C2 = 3; C3 = 40; C4 = 40; C5 = 0
D. C2 = 3; C3 = 40; C4 = 2; C5 = 64
E. C2 = 3; C3 = 2; C4 = 2; C5 = 64

22. В ЭТ записано арифметическое выражение: 2/3^2-(13-6)/2/4. Выбрать математическую запись, соответствующую этому выражению.

Варианты ответов к вопросу 22

23. В клетку с адресом С1 занесена формула: =ЕСЛИ(А1<5;1;ЕСЛИ(А1>5;0;-1)). Чему равно значение клетки С1, если значение клетки А1 равно 15?

A. 1; B. 5; C. 0; D. -1; E. 15.

24. Дан фрагмент ЭТ:

Фрагмент электронной таблицы

Укажите диапазон клеток, по которому была построена следующая диаграмма:

Диаграмма
A. А1:C5 (данные располагаются в столбцах); B. B2:C5 (данные располагаются в строках); C. B1:C5 (данные располагаются в столбцах); D. D. B1:C5 (данные располагаются в строках); E. А1:C5 (данные располагаются в строках).

 

Реляционная база данных, дающая информацию об играх баскетбольной команды «Урал», задана таблицами:

 

Соперник
 КомандаГород
1СпартакМосква
2ДинамоСамара
3ЛокомотивТверь
Игра
 ДатаСоперникЗабитоПропущено
121.11.00Спартак6512
202.02.01Локомотив706
323.01.01Динамо697
423.12.00Спартак3439

Примечание: в один день команда «Урал» может иметь несколько игр, но с разными соперниками. В разных городах не может быть команд с одинаковыми названиями.

 

25. С помощью каких полей должны быть связаны таблицы и какого типа будет эта связь?

A. Связь установить невозможно.
B. Поле Команда из таблицы Соперник и поле Соперник из таблицы Игра; связь «один ко многим».
C. Поле Команда из таблицы Соперник и поле Соперник из таблицы Игра; связь «один к одному».
D. Поле Команда из таблицы Соперник и поле Дата из таблицы Игра; связь «один ко многим».
E. Поле Команда из таблицы Соперник и поле Дата из таблицы Игра; связь «один к одному».

26. Указать ключевое(ые) поле(я) в таблице Игра.

A. Дата; B. Соперник; C. Дата+Соперник; D. Забито+Пропущено+Дата; E. Соперник+Забито+Пропущено.

27. Сформулировать условие запроса (для таблицы Игра), позволяющего получить информацию об играх со Спартаком, сыгранных не ранее 01.01.01.

A. Соперник=”Спартак” И Дата>=01.01.01; B. Соперник=”Спартак” ИЛИ Дата>=01.01.01;
C. Соперник=”Спартак” И Дата<01.01.01; D. Соперник=”Спартак” ИЛИ Дата<01.01.01;
E. Соперник=”Спартак” И Дата=01.01.01 И Дата>01.01.01.

28. В каком порядке будут идти записи таблицы Игра, если их отсортировать в порядке возрастания сразу по двум полям: Соперник и Забито?

A. 3, 2, 1, 4; B. 1, 4, 2, 3; C. 3, 2, 4, 1; D. 4, 1, 3, 2; E. 2, 3, 1, 4.

29. В таблице Игра была произведена сортировка по одному из полей. После сортировки записи идут в следующем порядке: 2, 3, 4, 1. Определить поле и порядок сортировки.

A. Дата (по убыванию); B. Дата (по возрастанию); C. Соперник (по возрастанию); D. Соперник (по убыванию); E. такая сортировка невозможна.

30. Какие изменения надо внести в структуру таблиц базы данных, если в разных городах могут быть команды с одинаковыми названиями?

A. В качестве ключа таблицы Соперник выбрать поля: Команда+Город;
B. В таблицу Соперник добавить новое поле Код_команды, сделав его ключевым;
C. В таблицу Соперник добавить новое поле Код_команды, сделав его ключевым; в таблице Игра заменить поле Сопреник на поле Код_команды;
D. В таблицу Соперник добавить новое поле Код_команды, сделав его ключевым; в таблице Игра заменить поле Сопреник на поле Код_команды; установить связь между таблицами с помощью полей Код_команды;
E. В таблицу Соперник и Игра добавить новое поле Код_команды, сделав его ключевым в таблице Соперник; установить связь между таблицами с помощью поля Код_команды.

 

© Пермский областной Оргкомитет олимпиад школьников по информатике, 2001

 


Рейтинг ресурсов УралWeb

Сайт создан в системе uCoz