Учебно-методический комплекс «Математические основы информатики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)».
Дисциплина входит в цикл факультативов, индекс дисциплины в учебном плане ФТД.3.
I. Рабочая программа дисциплины
Важно понимать, как информация любого типа и вида представляется и хранится в памяти ЭВМ. Данный факультатив призван обеспечить это понимание.
Целью настоящей дисциплины является изучение представления информации в памяти ЭВМ.
Задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Форма обучения очная
Вид учебной работы | Количество часов |
---|---|
Аудиторные занятия | 20 |
лекции | 6 |
практические занятия | 14 |
лабораторные работы | |
Самостоятельная работа | 20 |
Всего часов на дисциплину | 40 |
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля) | Отчеты и доклады по материалам практических работ |
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) | Зачет — 1 семестр |
Форма обучения очная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий | |||
---|---|---|---|---|---|
Аудиторные занятия, в том числе |
Самостоятельная работа |
||||
лекции | практические занятия | лабораторные работы | |||
Раздел 1. Системы счисления | |||||
Тема 1. Позиционные и непозиционные системы счисления. Переход от десятичной системы счисления к системе с основанием p. Переход от системы с основанием p к системе с основанием 10. Арифметические операции в различных системах счисления | 11 | 2 | 4 | 5 | |
Раздел 2. Кодирование информации | |||||
Тема 2. Кодирование и декодирование целых чисел. Кодирование и декодирование вещественных чисел | 11 | 2 | 4 | 5 | |
Тема 3. Кодирование текстовой информации | 4 | 1 | 1 | 2 | |
Тема 4. Кодирование графической информации. Форматы графических файлов. Кодирование с потерей и без потери качества. Растровая и векторная графика | 4 | 1 | 1 | 2 | |
Тема 5. Кодирование звуковой информации. Форматы файлов | 5 | 2 | 3 | ||
Тема 6. Кодирование видеоинформации. Форматы файлов | 5 | 2 | 3 | ||
ИТОГО | 40 | 6 | 14 | 20 |
Раздел 1. Системы счисления
Тема 1. Позиционные и непозиционные системы счисления. Переход от десятичной системы счисления к системе с основанием p. Переход от системы с основанием p к системе с основанием 10. Арифметические операции в различных системах счисления.
Раздел 2. Кодирование информации
Тема 2. Кодирование и декодирование целых чисел. Кодирование и декодирование вещественных чисел.
Тема 3. Кодирование текстовой информации.
Тема 4. Кодирование графической информации. Форматы графических файлов. Кодирование с потерей и без потери качества. Растровая и векторная графика.
Тема 5. Кодирование звуковой информации. Форматы файлов.
Тема 6. Кодирование видеоинформации. Форматы файлов.
Раздел 1. Системы счисления
Тема 1. Позиционные и непозиционные системы счисления. Переход от десятичной системы счисления к системе с основанием p. Переход от системы с основанием p к системе с основанием 10. Арифметические операции в различных системах счисления.
В рамках изучения темы предполагается использование сборника [3] и дидактического обеспечения: теоретические сведения по теме с примерами, задания для практического выполнения (40 вариантов).
Раздел 2. Кодирование информации
Тема 2. Кодирование и декодирование целых чисел. Кодирование и декодирование вещественных чисел.
В рамках изучения темы предполагается использование сборника [3] и дидактического обеспечения: теоретические сведения по теме с примерами, задания для практического выполнения (35 вариантов).
Имеется электронный практикум.
Тема 3. Кодирование текстовой информации.
В рамках изучения темы предполагается использование сборника [3] и дидактического обеспечения сайта http://comp-science.narod.ru, раздел «Дидактические материалы по информатике».
Тема 4. Кодирование графической информации. Форматы графических файлов. Кодирование с потерей и без потери качества. Растровая и векторная графика.
Предполагается рассмотреть и проанализировать общие принципы кодирования графической информации; рассмотреть кодирование без потери качества и с потерей качества.
Тема 5. Кодирование звуковой информации. Форматы файлов.
Предполагается рассмотреть и проанализировать общие принципы кодирования звуковой информации; рассмотреть кодирование с потерей качества.
Тема 6. Кодирование видеоинформации. Форматы файлов.
Предполагается рассмотреть и проанализировать общие принципы кодирования видеоинформации; рассмотреть кодирование с потерей качества. Наиболее популярные форматы видеофайлов. Преобразование от одного формата к другому.
Не предусмотрены учебным планом
Не предусмотрены учебным планом
Основная
При освоении дисциплины для проведения практических занятий необходимы персональные компьютеры с набором стандартного программного обеспечения.
УМК по дисциплине в электронном виде находится в библиотеке и методическом кабинете кафедры информатики и ВТ ПГПУ, на данном сайте и может быть использован для самостоятельной работы.
Могут быть использованы материалы данного сайта.
Изучение программы курса. На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу.
Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в пункте 8.1. «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».
В целом, на один час аудиторных занятий отводится один час самостоятельной работы.
Практические работы. При изучении курса «Математические основы информатики» необходимо выполнять и вовремя сдавать преподавателю индивидуальные практические работы.
Зачет — форма проверки усвоения студентом учебного материала лекционных курсов, практических и семинарских занятий, выполнения студентом лабораторных работ, курсовых работ, а также форма проверки прохождения учебной, учебно-исследовательской, педагогической и стажерской практик и выполнения в процессе этих практик всех заданий в соответствии с утвержденными программами. Зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.
Вопросы к зачету
© А.П. Шестаков, 2008-2009