Учебно-методический комплекс «Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)».

Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения, индекс дисциплины в учебном плане ДС.4.

Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)

Учебно-методический комплекс курса по специальности 080801
Квалификация — информатик-экономист

 

 

I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
2. Требования к уровню освоения дисциплины
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной
4. Содержание курса
5. Темы практических занятий
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.1. Литература
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
8.3. Методические указания студентам
8.4. Методические рекомендации преподавателю
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

 


I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)» призвана содействовать знакомству студентов с компьютерными телекоммуникациями и возможными подходами к разработке гипертекстовых документов, предназначенных для публикации в глобальной компьютерной сети Internet. Она важна с той точки зрения, что позволяет развивать способности студентов, связанные с общей культурой работы в глобальной сети. Курс закрепляет навыки работы с текстом и графикой, а также навыков программирования и проектирования и разработки информационных систем, являясь, таким образом, прямым продолжением курсов «Информатика и программирование», «Информационные технологии», «Объектно-ориентированное программирование», «Базы данных», «Информационные системы», «Проектирование информационных систем» и многих других.

Целью курса является освоение практических приемов Web-конструирования и Web-программирования.

Основные задачи курса:

В лекционной части курса рассматриваются общие принципы Web-конструирования. Изучение всех тем сопровождается иллюстрирующими примерами.

Лабораторные работы в компьютерных классах служат для индивидуальной работы студентов над учебными задачами и итоговым проектом с целью выработки и закрепления практических навыков Web-конструирования и Web-программирования.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные определения и понятия Web-конструирования и Web-программирования, основные приемы создания и продвижения сайтов;

уметь разрабатывать и продвигать проблемно-ориентированные Web-ресурсы;

освоить методы проектирования, разработки и маркетинга проблемно-ориентированных Web-ресурсов;

приобрести навыки проектирования, разработки и маркетинга проблемно-ориентированных Web-ресурсов;

иметь представление о проблемах, тенденциях и перспективах развития Web-конструирования и Web-программирования.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работыКоличество часов
Всего по учебному плануВ т.ч. по семестрам
89
Аудиторные занятия1005644
лекции402020
практические занятия
лабораторные работы 603624
Самостоятельная работа1005644
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ200 11288
Текущий контроль
(количество и вид текущего контроля)
Отчеты по лабораторным работамОтчеты по лабораторным работам
Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
Зачет — 8Экзамен — 9

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего
часов
по учебному плану
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия,
в том числе
Самостоятельная
работа
лекциипрактические
занятия
лабораторные
работы
Раздел 1. Введение в Web-конструирование
Тема 1. Глобальные компьютерные сети: основные понятия, принципы функционирования. Каталоги ресурсов. Поисковые системы82 24
Тема 2. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: общая структура документа, абзацы, цвета, ссылки.82 24
Тема 3. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: списки, графика (графические форматы, графический объект как ссылка).82 24
Тема 4. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: таблицы. Фреймы. Общие подходы к дизайну сайта. Разработка макета страницы82 24
Тема 5. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: формы42  2
Тема 6. Использование стиля при оформлении сайта. Спецификации CSS1, CSS2164 48
Тема 7. Хостинг. Бесплатный хостинг. FTP. Размещение Интернет-ресурса на сервере провайдера. Регистрация Интернет-ресурса в каталогах и поисковых системах82 24
Раздел 2. Программирование на JavaScript
Тема 8. DHTML:
  • Преимущества и ограничения программ, работающих на стороне клиента;
  • Язык JavaScript: основы синтаксиса;
  • Объектная модель HTML страницы;
  • Событийная модель DHTML: связывание событий с кодом, всплытие событий, объект Event;
  • Применение DHTML:
    • программное изменение содержания документа;
    • программное изменение формата документа;
    • программное изменение положения элементов
524 2226
Раздел 3. Программирование на PHP. MySQL & PHP
Тема 9. Язык PHP.
  • Введение в программирование на стороне сервера на примере PHP. Принцип работы.
  • Синтаксис языка программирования PHP.
  • Переменные. Константы. Операторы в PHP. Циклы. Массивы. Работа со строками.
  • Функции в PHP. Встроенные функции.
  • Работа с датой и временем в PHP.
  • Связь PHP и HTML
246 612
Тема 10. Взаимодействие с пользователем.
  • Методы передачи параметров между страницами (GET, POST).
  • Обработка действий пользователя при помощи форм.
  • Использование вспомогательных переменных
82 24
Тема 11. База данных в MySQL.
  • Варианты хранения информации в сети Internet.
  • Принципы хранения информации в базах данных MySQL.
  • Архитектура базы данных MySQL (таблицы, связи, триггеры).
  • Проектирование баз данных. Нормализация таблиц.
164 48
Тема 12. Межплатформенный язык запросов SQL (диалект MySQL).
  • Синтаксис запросов к базе данных.
  • Механизм работы с базами данных — PhpMyAdmin.
  • Решение задач (сортировка, вывод с условиями и т.д.).
  • Управление форматами даты и времени. Функция DATE_FORMAT
82 24
Тема 13. Взаимодействие скриптов на языке PHP и базы данных MySQL.
  • Подключение к базе данных из PHP файла.
  • Вывод данных на PHP-страницу, попавших в выборку по SQL запросу.
  • Передача параметров в запрос
82 24
Тема 14. Решение прикладных задач.
  • Принципы проектирования страниц. Разделение информации по таблицам в базе данных.
  • Вывод группы данных, сортировка данных.
  • Постраничный вывод данных.
  • Создание HTML-страниц средствами PHP.
  • Разработка проекта
244 812
ИТОГО20040 60100

4. Содержание курса

Раздел 1. Введение в Web-конструирование

Тема 1. Глобальные компьютерные сети: основные понятия, принципы функционирования. Каталоги ресурсов. Поисковые системы.

Тема 2. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: общая структура документа, абзацы, цвета, ссылки.

Тема 3. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: списки, графика (графические форматы, графический объект как ссылка).

Тема 4. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: таблицы. Фреймы. Общие подходы к дизайну сайта. Разработка макета страницы

Тема 5. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: формы.

Тема 6. Использование стиля при оформлении сайта. Спецификации CSS1, CSS2

Тема 7. Хостинг. Бесплатный хостинг. FTP. Размещение Интернет-ресурса на сервере провайдера. Регистрация Интернет-ресурса в каталогах и поисковых системах.

Раздел 2. Программирование на JavaScript

Тема 8. DHTML:

Раздел 3. Программирование на PHP. MySQL & PHP

Тема 9. Язык PHP.

Тема 10. Взаимодействие с пользователем.

Тема 11. База данных в MySQL.

Тема 12. Межплатформенный язык запросов SQL (диалект MySQL).

Тема 13. Взаимодействие скриптов на языке PHP и базы данных MySQL.

Тема 14. Решение прикладных задач.

5. Темы практических занятий

Не предусмотрены учебным планом.

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Лабораторные работы в компьютерных классах служат для самостоятельной работы студентов над учебными задачами с целью выработки и закрепления практических навыков Web-конструирования и Web-программирования.

Лабораторная работа № 1. Подбор ресурсов Internet на заданную тематику

Лабораторная работа № 2. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: общая структура документа, абзацы, цвета, ссылки; списки, графика (графические форматы, графический объект как ссылка) (4 часа)

Лабораторная работа № 3. Макет страницы. Требования к иллюстрациям в Internet. Подготовка графики в программах Adobe PhotoShop, Adobe ImageReady и Macromedia Fireworks. Способы уменьшения объема файла. Подготовка изображений, имеющих прозрачные области. Представление текстовой информации. Коллекции шрифтов. Создание кнопок. Имитация различных состояний кнопки. Создание фоновых иллюстраций. Кисти в Adobe PhotoShop. Техника создания бесшовных узоров в программах и Adobe ImageReady. «Нарезка» изображений на фрагменты в программе Adobe ImageReady. Оптимизация фрагментов изображений

Лабораторная работа № 4. Использование стиля при оформлении сайта. Спецификации CSS1, CSS2 (4 часа)

Лабораторная работа № 5. Хостинг. Подобрать бесплатный хостинг для сайта. Ознакомиться с условиями размещения. Подготовить материалы для размещения и популяризации ресурса.

Лабораторная работа № 6. Программирование на JavaScript

Лабораторная работа № 7. XML. MathML

Лабораторная работа № 8. Программирование на PHP. PHP & MySQL (24 часа)

Лабораторная работа № 9. Разработка проекта. Выбрать проект (либо из списка; либо предложить инициативный проект). Разработать структуру БД. Создать и заполнить БД. Разработать программное обеспечение проекта, обеспечивающее работу с информацией из БД как на стороне клиента, так и владельца ресурса.

  1. Каталог фильмов
  2. Форум
  3. Гостевая книга
  4. Сборник задач
  5. Магазин
  6. Кафе
  7. Каталог книг
  8. Журнал класса
  9. Каталог услуг
  10. Каталог продукции
  11. Рабочий план дисциплины
  12. Музей
  13. Каталог периодических изданий
  14. Сборник тестов
  15. Афиша кинотеатра
  16. Планировщик
  17. Документооборот организации
  18. Статистика посещения страниц сайта
  19. Каталог фотографий
  20. Каталог музыки

7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению

Не предусмотрены учебным планом.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1. Литература

Основная

  1. А.А. Дуванов. HTML-конструирование (материалы Роботландского университета). //Информатика, №21-22, 2000.
  2. А.А. Дуванов. Web-конструирование. HTML. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 325 с.
  3. А.А. Дуванов. Web-конструирование. DHTML. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 512 с.
  4. Молли Э. Хольцшлаг. Использование HTML 4: Пер. с англ.: Уч. пос. — М: Издательский дом «Вильямс», 2000. — 1008 с.

Дополнительная

  1. А. Матросов, А. Сергеев, М. Чаунин. HTML 4.0. Наиболее полное руководство.
  2. М. Браун, Д. Ханикат. HTML 3.2 в подлиннике.
  3. В.А. Остейковский. Информатика. — М.: ВШ, 2000. — 319 с.
  4. В. Холмогоров. Основы Web–мастерства. Учебный курс. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  5. Использование HTML 4: Пер. с англ. / Луиза Паттерсон, Сью Шарльворс, Джоди Корнелиус и др.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — 400 с.
  6. С.Н. Коржинский. Настольная книга Web–мастера: эффективное применение HTML, CSS и JavaScript. М.: Издательский дом «КноРус», 2000. — 320 с.
  7. http://www.help.mymoney.ru (материалы по первоначальным шагам в создании и продвижении сайта).
  8. http://www.botik.ru/~robot/sale/web.htm (Роботландский университет).
  9. http://www.webclub.ru (Российский клуб веб-дизайнеров. Множество материалов по веб-конструированию).
  10. http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/ — Артемий Лебедев. Руководство по дизайну сайта.
  11. http://ru.html.net — учебники HTML, CSS
  12. http://html.manual.ru/ — справочник
  13. http://wcode.ru/ — учебники

    Базы данных, средства обработки данных на удаленном сервере

  14. Доступ к базам данных с использованием технологии WWW, С.Д. Кузнецов.
  15. Небольшой субъективный обзор СУБД, встреченных в ОС Linux, Спиричев Вадим.
  16. Тенденции в мире систем управления базами данных, Сергей Кузнецов
  17. Прагматический подход к разработке Web-приложений, Александр Чекалов.
  18. MySQL против PostgreSQL.
  19. PHP против ASP.
  20. Основы SQL: запросы к базе данных.

    PHP

  21. Водолазский В. Эффективная работа: PHP 4. — СПб.: Питер, 2002. — 416 с.
  22. Григин И. PHP 4. Специальный справочник. — СПб.: Питер, 2002. — 672 с.
  23. Dweb.ru – Портал для web-мастера :: PHP
  24. Учебный курс по программированию на PHP. Руслан Куперин.
  25. PHP — система разработки скриптов.
  26. PHP Manual.
  27. PHP.SU - Программирование на PHP

    MySQL

  28. Тонкая настройка MySQL, Вадим Ткаченко.
  29. MySQL. Установка. Настройка. Программирование, А. Литвинюк, Компьютерная газета.
  30. Документация на MySQL
  31. Реализация языка SQL в СУБД MySQL
  32. Администрирование пакета MySQL.
  33. Справочное руководство по MySQL версии 4.0.11-gamma.

    PHP + MySQL

  34. Фролов А.В., Фролов Г.В. Практика применения Perl, PHP, Apache и MySQL для активных Web-сайтов. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2002. – 576 с.
  35. Разработка Web-приложений на PHP и MySQL: Пер. с англ./Л. Томсон, Л. Веллинг. — К.: Издательство «ДиаСофт», 2002. — 672 с.
  36. Apache + Perl + PHP4 + MySQL: Руководство по установке.
  37. Букварь по PHP и MySQL
  38. Установка защиты на страницу, используя MySQL и PHP.

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

При освоении дисциплины для выполнения лабораторных работ необходимы персональные компьютеры с набором программного обеспечения: Adobe Photoshop, пакет Denwer-2, web-браузер.

УМК по дисциплине в электронном виде находится в библиотеке и методическом кабинете кафедры информатики и ВТ ПГПУ, на данном сайте и может быть использован для самостоятельной работы.

Могут быть использованы материалы данного сайта.

8.3. Методические указания студентам

Изучение программы курса. На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу.

Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в пункте 8.1. «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».

В целом, на один час аудиторных занятий отводится один час самостоятельной работы.

Лабораторные работы. При изучении курса «Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)» необходимо выполнять и вовремя сдавать преподавателю индивидуальные лабораторные работы.

8.4. Методические рекомендации преподавателю

  1. Согласно существующему государственному образовательному стандарту специальности и других нормативных документов целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и лабораторных занятий.
  2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
  3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.
  4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
  5. Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Её цель — формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
  6. Лабораторные работы сопровождают и поддерживают лекционный курс.
  7. При проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность — главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Зачет — форма проверки усвоения студентом учебного материала лекционных курсов, практических и семинарских занятий, выполнения студентом лабораторных работ, курсовых работ, а также форма проверки прохождения учебной, учебно-исследовательской, педагогической и стажерской практик и выполнения в процессе этих практик всех заданий в соответствии с утвержденными программами. Зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.

Курсовой экзамен по всей дисциплине или ее законченной части преследует цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные студентом теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.

Вопросы к зачету и экзамену

8 семестр

Вопросы к зачету (8 семестр)

9 семестр

Вопросы к экзамену (9 семестр)

 

Рейтинг ресурсов УралWeb

 

© А.П. Шестаков, 2008
Сайт создан в системе uCoz