Учебно-методический комплекс «Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)».
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения, индекс дисциплины в учебном плане ДС.4.
Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)
Учебно-методический комплекс курса по специальности 080801
Квалификация информатик-экономист
Дисциплина «Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)» призвана содействовать знакомству студентов с компьютерными телекоммуникациями и возможными подходами к разработке гипертекстовых документов, предназначенных для публикации в глобальной компьютерной сети Internet. Она важна с той точки зрения, что позволяет развивать способности студентов, связанные с общей культурой работы в глобальной сети. Курс закрепляет навыки работы с текстом и графикой, а также навыков программирования и проектирования и разработки информационных систем, являясь, таким образом, прямым продолжением курсов «Информатика и программирование», «Информационные технологии», «Объектно-ориентированное программирование», «Базы данных», «Информационные системы», «Проектирование информационных систем» и многих других.
Целью курса является освоение практических приемов Web-конструирования и Web-программирования.
Основные задачи курса:
закрепление знакомства с принципами функционирования глобальной компьютерной сети Internet, общими подходами к поиску и отбору информации в сети;
обучение разработке Web-страниц на основе комплексного подхода;
обучение программированию в Internet на стороне клиента и сервера;
обучение использованию баз данных при разработке Web-проектов;
обучение способам маркетинга в Internet, рекламы и продвижения разработанных Internet-ресурсов.
В лекционной части курса рассматриваются общие принципы Web-конструирования. Изучение всех тем сопровождается иллюстрирующими примерами.
Лабораторные работы в компьютерных классах служат для индивидуальной работы студентов над учебными задачами и итоговым проектом с целью выработки и закрепления практических навыков Web-конструирования и Web-программирования.
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)
Отчеты по лабораторным работам
Отчеты по лабораторным работам
Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
Зачет 8
Экзамен 9
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной
работы
Форма обучения очная
Названия разделов и тем
Всего часов по учебному плану
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе
Самостоятельная работа
лекции
практические занятия
лабораторные работы
Раздел 1. Введение в Web-конструирование
Тема 1. Глобальные компьютерные сети: основные понятия, принципы функционирования. Каталоги ресурсов. Поисковые системы
8
2
2
4
Тема 2. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: общая структура документа, абзацы, цвета, ссылки.
8
2
2
4
Тема 3. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: списки, графика (графические форматы, графический объект как ссылка).
8
2
2
4
Тема 4. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: таблицы. Фреймы. Общие подходы к дизайну сайта. Разработка макета страницы
8
2
2
4
Тема 5. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: формы
4
2
2
Тема 6. Использование стиля при оформлении сайта. Спецификации CSS1, CSS2
16
4
4
8
Тема 7. Хостинг. Бесплатный хостинг. FTP. Размещение Интернет-ресурса на сервере провайдера. Регистрация Интернет-ресурса в каталогах и поисковых системах
8
2
2
4
Раздел 2. Программирование на JavaScript
Тема 8. DHTML:
Преимущества и ограничения программ, работающих на стороне клиента;
Язык JavaScript: основы синтаксиса;
Объектная модель HTML страницы;
Событийная модель DHTML: связывание событий с кодом, всплытие событий, объект Event;
Применение DHTML:
программное изменение содержания документа;
программное изменение формата документа;
программное изменение положения элементов
52
4
22
26
Раздел 3. Программирование на PHP. MySQL & PHP
Тема 9. Язык PHP.
Введение в программирование на стороне сервера на примере PHP. Принцип работы.
Синтаксис языка программирования PHP.
Переменные. Константы. Операторы в PHP. Циклы. Массивы. Работа со строками.
Функции в PHP. Встроенные функции.
Работа с датой и временем в PHP.
Связь PHP и HTML
24
6
6
12
Тема 10. Взаимодействие с пользователем.
Методы передачи параметров между страницами (GET, POST).
Обработка действий пользователя при помощи форм.
Использование вспомогательных переменных
8
2
2
4
Тема 11. База данных в MySQL.
Варианты хранения информации в сети Internet.
Принципы хранения информации в базах данных MySQL.
Архитектура базы данных MySQL (таблицы, связи, триггеры).
Проектирование баз данных. Нормализация таблиц.
16
4
4
8
Тема 12. Межплатформенный язык запросов SQL (диалект MySQL).
Синтаксис запросов к базе данных.
Механизм работы с базами данных — PhpMyAdmin.
Решение задач (сортировка, вывод с условиями и т.д.).
Управление форматами даты и времени. Функция DATE_FORMAT
8
2
2
4
Тема 13. Взаимодействие скриптов на языке PHP и базы данных MySQL.
Подключение к базе данных из PHP файла.
Вывод данных на PHP-страницу, попавших в выборку по SQL запросу.
Передача параметров в запрос
8
2
2
4
Тема 14. Решение прикладных задач.
Принципы проектирования страниц. Разделение информации по таблицам в базе данных.
Лабораторные работы в компьютерных классах служат для самостоятельной работы студентов над учебными задачами с целью выработки и закрепления практических навыков Web-конструирования и Web-программирования.
Лабораторная работа № 3. Макет страницы.
Требования к иллюстрациям в Internet. Подготовка графики в программах Adobe PhotoShop, Adobe ImageReady и Macromedia Fireworks. Способы уменьшения объема файла. Подготовка изображений, имеющих прозрачные области. Представление текстовой информации. Коллекции шрифтов. Создание кнопок. Имитация различных состояний кнопки. Создание фоновых иллюстраций. Кисти в Adobe PhotoShop. Техника создания бесшовных узоров в программах и Adobe ImageReady. «Нарезка» изображений на фрагменты в программе Adobe ImageReady. Оптимизация фрагментов изображений
Лабораторная работа № 5. Хостинг.
Подобрать бесплатный хостинг для сайта. Ознакомиться с условиями размещения. Подготовить материалы для размещения и популяризации ресурса.
Лабораторная работа № 9. Разработка проекта.
Выбрать проект (либо из списка; либо предложить инициативный проект). Разработать структуру БД. Создать и заполнить БД. Разработать программное обеспечение проекта, обеспечивающее работу с информацией из БД как на стороне клиента, так и владельца ресурса.
Каталог фильмов
Форум
Гостевая книга
Сборник задач
Магазин
Кафе
Каталог книг
Журнал класса
Каталог услуг
Каталог продукции
Рабочий план дисциплины
Музей
Каталог периодических изданий
Сборник тестов
Афиша кинотеатра
Планировщик
Документооборот организации
Статистика посещения страниц сайта
Каталог фотографий
Каталог музыки
7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению
Фролов А.В., Фролов Г.В. Практика применения Perl, PHP, Apache и MySQL для активных Web-сайтов. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2002. – 576 с.
Разработка Web-приложений на PHP и MySQL: Пер. с англ./Л. Томсон, Л. Веллинг. — К.: Издательство «ДиаСофт», 2002. — 672 с.
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
При освоении дисциплины для выполнения лабораторных работ необходимы персональные компьютеры с набором программного обеспечения: Adobe Photoshop, пакет Denwer-2, web-браузер.
УМК по дисциплине в электронном виде находится в библиотеке и методическом кабинете кафедры информатики и ВТ ПГПУ, на данном сайте и может быть использован для самостоятельной работы.
Изучение программы курса. На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу.
Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в пункте 8.1. «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».
В целом, на один час аудиторных занятий отводится один час самостоятельной работы.
Лабораторные работы. При изучении курса «Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (Web-программирование)» необходимо выполнять и вовремя сдавать преподавателю индивидуальные лабораторные работы.
Согласно существующему государственному образовательному стандарту специальности и других нормативных документов целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и лабораторных занятий.
Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.
Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Её цель — формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
логичность, четкость и ясность в изложении материала;
возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
Лабораторные работы сопровождают и поддерживают лекционный курс.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность — главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
Зачет — форма проверки усвоения студентом учебного материала лекционных курсов, практических и семинарских занятий, выполнения студентом лабораторных работ, курсовых работ, а также форма проверки прохождения учебной, учебно-исследовательской, педагогической и стажерской практик и выполнения в процессе этих практик всех заданий в соответствии с утвержденными программами. Зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.
Курсовой экзамен по всей дисциплине или ее законченной части преследует цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные студентом теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.