"Математический огонек" | "Математические турниры" | "Турниры смекалистых" |
---|---|---|
"Математические барьеры" | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | "Математические тяжеловесы" |
Для проведения игры изготовляется несколько щитков (коробок) из фанеры и фанеры и пластинки (вставыши) к каждой из них. Внутри коробки монтируется цепь проводников с батарейкой от карманного фонарика и лампочкой (рис. 1).
Рис. 1
1, 2, 3, 4, 5 номера заданий, числа 100, 150, 200, 210 ответы заданий, написанные на листочках и кнопками прикрепленные к вставышам.
Сущность игры состоит в том, что члены кружка делятся на команды по 5 человек. Количество команд определяется наличием числа изготовленных щитков. Количество учеников в каждой команде определяется количеством ячеек щитка. Число учеников в команде может быть и меньшим, чем количество ячеек в каждом щитке. В этом случае на каждого ученика придется несколько заданий.
Для большей организованности и четкости проведения игры команды учащихся садятся за последние парты, пластинки с ответами кладутся на первые парты, щитки ставятся к доске.
Капитану каждой команды вручается конверт с пятью карточками (по количеству ячеек). Карточки в конверте нумерованы (от 1 до 5) и содержат задачи (упражнения), которые нужно решить. Решив свою задачу, ученик подходит к первой парте, находит ответ на одной из пластинок и вставляет пластинку в ячейку щитка, номер которой совпадает с номером карточки. После этого он садится на свое место и может помочь своим товарищам. Если все члены команды правильно решит задачи своего конверта, то пластинки будут вставлены правильно, цепь замкнется и лампочка загорится. Если же при решении хотя бы одной задачи будет допущена ошибка, то ученик или не найдет ответа на пластинках, или возьмет путающую (Количество пластинок делается на несколько штук больше числа ячеек с тем, чтобы были путающие ответы (на возможные и наиболее распространенные ошибки). Путающие вставыши делаются без контактов), т.е. вставит не ту пластинку, которую нужно, и лампочка не загорится.
Последнее достигается расположением контактов в каждой ячейке и на соответствующей ей пластинке (рис. 2).
Рис. 2
В зависимости от цели занятия игра может иметь различный характер. Так, если проверяется автоматизм навыков, то "Огонек" можно использовать как своеобразное соревнование "Кто быстрей?". Победителем считается та команда, у которой быстрее зажжется лампочка. Такой же характер может иметь игра при проверке усвоения порядка действий, рациональных приемов вычислений, приемов устного счета, решения задач на смекалку, на тождественные преобразования, формулы сокращенного умножения и т.д.
При проверке умений решать сложные задачи игра принимает характер конкурса "Не ошибись!". Победителем считается та команда, которая зажжет огонек с наименьшим числом ошибок. Опыт показывает, что при постановке такой цели учащиеся V и особенно VI-VII классов очень серьезно, вдумчиво, без торопливости решают задачи, проверяя правильности решения каждой несколько раз.
Если учащихся много, например, на математическом вечере, и желательна массовость игры, то можно использовать "Математический огонек" для организации соревнования между классами. В этом случае каждый класс разбивается на 5 команд. Каждой команде выдается конверт с задачами, количество которых определяется числом членов команды, и указание: "Решить задачи и найдите сумму ответов" или "Решите задачи и найдите среднее арифметическое всех ответов" и др. Конверты вскрываются одновременно, по команде. После решения всех задач и выполнения указания капитан команды подходит к столу, находит пластинку с данным ответом и вдвигает ее в ячейку, соответствующую номеру конверта (1, 2, 3, 4, 5). Также поступают и другие команды. Победителем считается тот класс, который первым зажжет огонек, т.е. тот класс, который решит верно задачи всех пяти пакетов. Возможны и другие варианты организации игры.
Игра "Математический огонек" проходит при большой активности учащихся. Кружковцы согласны решать задачи "Огонька" по несколько раз, несмотря на их трудность, а иногда и "скучность" вычислений. "Математический огонек" может служить активной формой работы и на дополнительных занятиях с отстающими учащимися. Здесь каждый ученик получает щиток и пять карточек-заданий. Последовательность заданий и ожидание момента контрольной вспышки делают работу увлекательной.
Заданиями для "Огонька" могут быть любые задачи по одной или нескольким темам, в зависимости от цели занятия. Важно лишь, чтобы задания для всех команд были равносильными, а задачи, включенные в одно задание, были различной трудности из расчета на сильных и слабых учащихся.
Примечание. При объяснении учащимся хода игры полезно ввести два дополнительных правила.
1. Категорически запрещается перевертывать пластинки (смотреть контакты). Ученик, нарушивший это правило, выбывает из игры.
2. Ученик, подошедший к первой парте и не нашедший своего ответа, штрафуется двумя минутами (садится за одну из свободных парт).
Последнее правило предостерегает учащихся от поспешности решения, повышает ответственность.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТУРНИРЫ
В начало
Математические турниры являются одной из распространенных форм командных соревнований. Чаще всего они проводятся между пионерскими отрядами, звеньями, параллельными классами одной школы (реже различных школ). Основным содержанием турниров является решение разнообразных задач повышенной трудности. Иногда они бывают тематическими, т.е. организуются по какой-нибудь определенной теме, например: "Арифметические задачи", "Процентные вычисления", "Задачи на доказательство" и т.д.
Организуются математические турниры следующим образом. За 1-2 месяца до назначенного срока учащихся (например, VII классов) извещают о дне турнира, его цели, содержании (объявляется тема). После этого проводится подготовительная работы: организуются математические часы, выпускаются математические газеты и бюллетени, где сообщается список литературы, примерный набор задач, печатаются решения и т.д. К турниру готовятся все учащиеся класса.
За неделю до начала турнира каждым классом выделяется команды из 508 человек (в зависимости от количества параллельных классов и числа желающих). Команде доверяется защищать честь своего класса. Список членов команды сдается учителю. Каждый участник получает определенный номер (№1, №2 и т.д.), соответствующий его порядковому номеру в списке.
В день турнира участники собираются в школе. Для проведения его выделяется несколько классных комнат. Все первые номера (или первые и вторые) располагаются в одном классе, все вторые (или третьи и четвертые) в другом и т.д.
Каждому ученику дается конверт-задание (например, из трех задач). На решение их отводится определенное время, например, 2 часа. Решение каждой задачи оценивается очками. Участники с одинаковыми номерами получают равноценные задания (или одно и то же задание).
Класс, команда которого наберет большее количество очков, объявляется победителем турнира. Более интересной формой проведения турниров, особенно для подростков, является форма, содержащая игровую ситуацию.
Приведем описание двух вариантов таких турниров.
Для проведения турнира выделяется актовый зал (или несколько классов и коридор). Половина актового зала освобождается. В другой части ряды стульев оставляются для участников и болельщиков. В левой части, освобожденной от стульев, организуется "Математический киоск", "Справочное бюро" (или "Бюро проверки"), "Бюро добрых услуг", "Счетное бюро", "Уголок математических игр и развлечений" (рис. 3).
Рис. 3
В назначенное время учащиеся собираются в актовом зале и занимают правую его часть, рассаживаясь по классам.
В торжественной обстановке объявляется начало "Турнира смекалистых", объявляются судьи соревнования, объявляются правила. По команде главного судьи первые номера подходят к "Математическому киоску" и получают конверты с тремы карточками-заданиями (Задания для одинаковых номеров одни и те же) (например, по арифметике, алгебре, геометрии). Вместе с задачами каждому выдается 15 жетонов (в форме квадратиков из цветной бумаги, размер 15 мм × 15 мм).
Получив задания, учащиеся садятся за столы, на конвертах пишут свой номер, класс, фамилию и приступают к решению. Через 1-2 мин за первыми номерами получают задания вторые, затем третьи номера и т.д.
По мере решения задач ученики подходят к "Бюро проверки" и объясняют свои решения. Ученик, сидящий в "Бюро проверки", знает лишь два слова "верно" или "неверно", которые он говорит при просмотре каждой задачи. Если все задачи решены верно, то на конверте ставится штамп "проверено" и учащийся проходит в "Счетное бюро", где сдает конверт с решениями задач и все свои жетоны.
При неверном решении задач учащийся должен продолжиться решения или, если он не может найти ошибку, не знает, как решить правильно, обратиться в "Бюро добрых услуг". Обращение в "Бюро добрых услуг" влечет за собой потерю жетонов.
Такса "Бюро добрых услуг":
1. Наводящий вопрос 1 жетон.
2. Нахождение ошибки 2 жетона.
3. Напоминание правила, теоремы, формулы 3 жетона.
4. Подсказка решения 4 жетона.
5. Сообщение полного решения 5 жетонов.
Штамп "Проверено" ставится в "Бюро проверки" только после правильного объяснения всех задач.
В счетном бюро фиксируют время сдачи работы и количество полученных очков. После двух часов работы определяется как личный победитель турнира, так и команда-победительница.
Обслуживают "Бюро проверки", "Киоск" и др. учащиеся старших классов, которых нужно соответствующим образом подготовить, вплоть до проведения репетиции.
Наиболее ответственным моментом при организации турнира является подбор заданий. Как правило, они должны быть повышенной трудности (типа олимпиадных" и равносильными для всех участников (особенно при выявлении наиболее смекалистого).
Большое внимание следует обратить на подготовку учащихся, занятых в работе "бюро добрых услуг" и "Бюро проверки", так как здесь необходимо хорошо знать решение предлагаемых задач, уметь правильно оказать помощь.
"Бюро добрых услуг" должно работать под руководством учителя математики, причем количество учеников в нем, как и в "Бюро проверки", должно соответствовать количеству членов в каждой команде, т.е. чтобы один ученик отвечал за проверку одного номера (тогда каждому ученику достаточно будет в совершенстве разобраться в решении трех задач).
Количество учеников, занятых в счетном бюро, а также в математическом киоске, определяется количеством классов, участвующих в конкурсе.
Учащихся старших классов нужно использовать и для оформления турнира. Оно должно быть красочным, что очень важно.
Важно заготовить вывески, оформить таксу "Бюро добрых услуг", полезно повесить ряд высказываний о математике, выпустить математические газеты и др.
Хорошо, если каждый класс придумает название своей команде, сделает эмблемы.
Наборы карточек-заданий для "Турнира смекалистых":
№ конвертов | V класс | VI класс | VII класс | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ задач | |||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
I полугодие | |||||||||
1 | 152 | 411 | 250 | 163 | 509 | 450 | 174 | 439 | 643 |
2 | 153 | 412 | 251 | 164 | 510 | 451 | 175 | 440 | 644 |
3 | 154 | 413 | 252 | 166 | 514 | 452 | 176 | 441 | 645 |
4 | 155 | 415 | 253 | 167 | 515 | 453 | 177 | 442 | 646 |
5 | 156 | 416 | 254 | 168 | 519 | 454 | 178 | 453 | 647 |
6 | 157 | 417 | 257 | 169 | 520 | 476 | 179 | 455 | 648 |
7 | 158 | 418 | 258 | 170 | 521 | 479 | 180 | 458 | 649 |
8 | 159 | 419 | 260 | 171 | 522 | 495 | 181 | 459 | 653 |
9 | 160 | 420 | 261 | 172 | 523 | 496 | 182 | 460 | 656 |
10 | 161 | 572 | 262 | 173 | 524 | 498 | 183 | 461 | 657 |
№ конвертов | V класс | VI класс | VII класс | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ задач | |||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
II полугодие | |||||||||
1 | 163 | 423 | 388 | 174 | 338 | 463 | 184 | 325 | 664 |
2 | 164 | 424 | 389 | 175 | 345 | 536 | 185 | 342 | 665 |
3 | 166 | 309 | 390 | 176 | 405 | 550 | 186 | 379 | 666 |
4 | 167 | 311 | 391 | 177 | 406 | 551 | 187 | 380 | 667 |
5 | 168 | 313 | 392 | 178 | 502 | 552 | 188 | 381 | 668 |
6 | 169 | 314 | 393 | 179 | 503 | 562 | 189 | 406 | 669 |
7 | 170 | 315 | 394 | 180 | 504 | 563 | 190 | 414 | 670 |
8 | 171 | 317 | 395 | 181 | 505 | 564 | 192 | 449 | 671 |
9 | 173 | 326 | 434 | 182 | 569 | 565 | 193 | 416 | 672 |
10 | 173 | 327 | 435 | 183 | 570 | 566 | 194 | 568 | 673 |
"МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ"
В начало
Для проведения турнира "Математические барьеры" оборудуется часть коридора (рис. 4).
Рис. 4
Поперек коридора на высоте глаз натягиваются шнуры ("Барьеры"), к которым прикрепляются карточки-задания.
На каждом шнуре помещается 20-25 карточек. Это число определяет и количество участников соревнования.
На каждой карточке написаны числа и задания (рис. 5).
Рис. 5
Карточки-задания пишутся на листах формата 128 мм x 97 мм. Красочно оформляются. Составлены они так, что ответ задания на карточке первого шнура записан на одной из карточек второго, ответ (число) задачи второго шнура на одной из карточек третьего и т.д. В целом, получаются цепочки заданий, связанных ответами, и при правильном решении всех задач одной цепочки (например, 5 заданий) каждому числу на карточке первого "барьера" соответствует определенное число (ответ) одной из карточек последнего (Цепочки заданий можно взять из игры "Математические лабиринты" (приложение 1)). (Образцы карточек-заданий см. в приложении 5, таблицы 24-27).
Порядок проведения турнира
Команды выстраиваются перед первым барьером, и каждому вручается номер, соответствующий одному из номеров карточек-заданий (рис. 5), номер карточки 12). Ученик находит полученный номер на карточке и решает написанное там задание.
Получив ответ, он проходит под шнуром подходит к судье первого барьера и сообщает ответ. При правильном решении судья выдает жетон.
Получив жетон, ученик находит ответ на одной из карточек второго барьера и снова выполняет задание. По получении ответа он преодолевает второй барьер, сообщает ответ судье второго барьера. При правильном ответе получает два жетона, при прохождении третьего барьера выдается три жетона и т.д. Таким образом, при безошибочном преодолении всех барьеров ученик может получить 15 жетонов.
При неправильном решении задач судьи, находящиеся у барьеров, не выдают жетонов, а сообщают лишь ответ, что дает возможность продолжить конкурс, но с потерей очков (жетонов).
По мере преодоления барьеров сложность заданий увеличивается, причем первые задачи желательно давать для устного решения на сообразительность, смекалку, последнюю повышенной трудности.
После преодоления всех барьеров ученики сдают свои номера и жетоны главному судье.
Результаты турнира по мере прохождения учащимися барьеров заносятся в таблицу.
№ пп. | Фамилия | Класс | Время | Кол-во жетонов | Кол-во очков |
---|---|---|---|---|---|
1 | Петров | VIА | 17:00 | 12 | 12 |
2 | Степанова | VIБ | 17:02 | 13 | 13 |
3 | Игорева | VIА | 17:06 | 14 | 14 1 = 13 |
4 | Королев | VIБ | 17:10 | 13 | 13 2 = 11 |
За 5 мин до конца турнира всем участникам предлагается подойти к главному судье и сдать жетоны. После истечения 5 мин учащиеся, не зарегистрировавшиеся у главного судьи, получают 0 очков.
Личное первенство определяется количеством очков, класс-победитель по сумме очков.
Время прохождения барьеров можно учитывать при подсчете очков следующим образом. За каждые пять минут после сдачи жетонов первым участником вычитать одно очко (см. таблицу).
Продолжительность турнира может быть различной в зависимости от его содержания и назначения, но не больше 2-2,5 ч.
Если конкурс рассчитан на решение трудных задач, то перед каждым барьером ставятся несколько столов с том, чтобы учащиеся могли сесть и провести письменное решение.
Карточки-задания хорошо сделать сдвоенными (рис. 6). Сдвоенные карточки позволяют увеличить число участников, удобны для закрепления на шнуре, дают возможность организации турнира для двух соревнующихся классов.
Рис. 6
В последнем случае одна команды (класс) движется в одном направлении, другая в противоположном. Количество судей у барьеров в этом случае полезно увеличить вдвое.
"Математические барьеры" могут быть использованы и как элемент математического вечера, в особенности его начала.
На вечер пропускается тот, кто преодолеет барьеры. Соответственно назначению задания должны быть не очень сложными (для устного решения, на смекалку, сообразительность). Упрощаются и правила, организация. Так, не нужно расставлять столы для решений, лишними являются судьи у барьеров.
Правила. При входе в коридор каждому участнику вечера дается талон с номером. Ученик находит этот номер на одной из карточек-заданий (первый барьер) и решает задачу. Получив ответ, проходит под шнуром и находит по ответу номер другой карточки (второй барьер). Так он преодолевает пять барьеров. После этого подходит к дежурному по вечеру (вместо главного судьи), сдает талон и сообщает ответ. Если ответ совпадает с контрольным числом, ученик пропускается на вечер. Если нет, то ученику предлагается возвратиться обратно и снова попытаться преодолеть препятствия (можно сменить талон). Конечно, если несколько заходов окажутся неудачными, то ученика придется пропустить. Не лишать же его удовольствия быть на вечере, тем более, что он попрудился, хотя и безуспешно!
КОНКУРС "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЯЖЕЛОВЕСЫ"
В начало
Игра-состязание "Математические тяжеловесы" является своеобразным конкурсом по решению задач различной трудности. Для проведения конкурса изготавливается стенд с прикрепляющимися карманами для задач (рис. 7).
Рис. 7
Для удобства хранения он делается в виде складывающейся книги (Целесообразно использовать корки от старых книг). Карманы изготовляются отдельно и прикрепляются к стенду клапанами перед началом игры. В каждый карман кладется набор карточек-заданий: в один карман задачи одинаковой трудности, в разные различной. Сложность задач "оценивается" в килограммах. Поэтому на каждом кармане пишется "вес содержимых задач".
Организация игры
Объявляется конкурс "Математические тяжеловесы". Назначаются судьи состязания. Объясняются правила игры. По команде учителя все строятся в одну цепочку и без спешки, по одному, проходят мимо стенда, взяв при этом по одной задаче из любого кармана. Номер взятой задачи сообщается судьям. Участники садятся за парты и приступаются к решению.
Участник игры, решивший задачу, подходит к судье соревнования и объясняет свое решение. Если задача решена правильно, то он считается взявшим данный "вес" и допускается к решению более трудной задачи допускается к "взятию" большего веса. Если задача не решается или судья найдет ошибку в решении, то предлагается сменить задачу (т.е. взять другую задачу этого же "веса" сделать вторую (последнюю) попытку.
Конкурс проводится в течение 30-45 мин. Победителем считается тот, что "возьмет" больший вес.
Участник игры не имеет права возвращаться обратно. Так, если ученик решит, например, задачу в "40 кг", а затем сразу же возьмет для решения задачу в "90 кг" и после двух попыток не сможет ее решить, то считается, что он взял вес 40 кг и из дальнейших соревнований выбывает. Такое правило предостерегает от излишней самоуверенности некоторых учащихся, направляет их на последовательно решение задач, без спешки, с большой ответственностью.
Соревнование может быть командным. В этом случае выигрывает команды, набравшая большую сумму "весов", взятых каждым учеником. Количество членов команды может быть произвольным (пятерки, звенья и т.д.).
Правила решения задач членами команд остаются прежними.
Для проведения конкурса полезно заготовить таблицу учета по следующей форме:
№ пп. | Фамилия, имя | Вес | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
30 кг | 40 кг | 50 кг | 60 кг | 70 кг | 80 кг | 90 кг | 100 кг | ||||||||||
попытки | |||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1 | Петров Саша | | + | + | | | |||||||||||
2 | Круглова Люда | + | + | + | | + | | | |||||||||
3 | Среда Володя | | |
При взятии карточки-задания из кармана судья записывает фамилию и ставит знак (-) в столбце данного веса (Для удобства контроля "вес" задач нужно написать на оборотных сторонах карточек). Если задача решена, то судья после проверки ставит знак (+). Такая таблица позволяет быстро подвести итоги конкурса, способствует четкости его проведения.
Задачи для конкурса могут быть самыми разнообразными: примеры на порядок действий, арифметические задачи, упражнения на тождественные преобразования, арифметические и алгебраические задачи, геометрические задачи, упражнения на чтение графиков и т.д.
Конкурс "Математические тяжеловесы" ценен тем, что задания здесь в отличие от рядя других игр могут быть не только такими, результат которых может выражаться числом, но и задачами на доказательство, построение, задачами и вопросами, требующими развернутого объяснения.
Большой интерес представляют тематические "тяжеловесы", например, по темам: "В мире животных и птиц", "среди больших числе", " мире арифметических ребусов", "В мире техники" и т.д.
Игру "Математические тяжеловесы" полезно использовать как форму закрепления пройденного материала, проверки усвоения раздела, темы. Она может служить итогом не только одного занятия, но и нескольких.
Занятия в этом случае строятся по такому плану:
1. "Разминка" беседа по теме с фронтальным решением задач.
2. Проведение конкурса "Математические тяжеловесы".
При такой структуре ожидание игры накладывает отпечаток на первую часть занятий. Учащиеся проявляют большую активность во время подготовки.
Нам приходилось наблюдать занятие кружка, которое начиналось так: "Ребята, сегодня мы проведем конкурс "Математические тяжеловесы". Чтобы показать силу своей смекалки, нужно подготовиться. На стенах висят таблицы с задачами и вопросами, аналогичные тем, которые встретятся в игре. Кто хочет победить, тот может приступить к "разминке" решить задачи на таблицах, ответить на поставленные в них вопросы. Если будут затруднения, обращайтесь ко мне. Считайте меня вашим тренером".
С каким вниманием и настойчивостью большинство учащихся проводили "разминку"! Это была серьезная подготовка к трудному состязанию. (Образцы таблиц см. в Приложении 4).
НАБОРЫ КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНКУРСА "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЯЖЕЛОВЕСЫ"
Тематические конкурсы
Условный вес задач | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
30 кг | 40 кг | 50 кг | 60 кг | 60 кг | 70 кг | 80 кг | 90 кг |
А) В мире природы (целые числа) | |||||||
270-287; 346; 347 | 303; 348; 349-354; 356; 357; 364 | 299-301; 358-361 | 262; 363; 365-367 | 323; 355; 368-372 | 373-378 | 318; 319; 330; 335; 340; 343; 344 | 379-382 |
Б) В мире птиц и животных (V-VII кл.) | |||||||
270-274; 276-287; 303 | 288-292; 294; 296-300 | 301; 302; 304-309; 312 | 413-422 | 324-330 | 337-341 | 342-345 | |
В) В мире арифметических ребусов (V-VII кл.) | |||||||
121-135; 139-142 | 136-138; 143-148 | 149-156; 160 | 157-159; 161-166 | 167-175 | 176-184 | 185-190 | 191-196 |
Г) Недесятичные системы счисления (V-VII кл.) (несколько наборов для закрепления материала, пройденного на занятиях математического кружка) | |||||||
1. Запись чисел в различнх системах счисления | |||||||
2. Сложение и вычитание | |||||||
Упражнения на запись чисел в различных системах счисления и перевод из одной системы в другую | 527; 528; 530; 532; 533-535; 408; 409 | 57-64 | 65-70 | 71; 72; 75; 76; 531; 529 | 73; 74; 77; 78; 79; 80 | ||
3. Умножение и деление | |||||||
57-64 | 65-70 | 71-80 | 525-528; 630; 532; 533-535 | 81-87 | 88; 89; 92-96 | 97-102; 90; 91 | 103-109 |
4. Все действия с целыми числами | |||||||
57-70 | 71-80 | 81-87 | 88-89; 92-96 | 97-102; 90; 91 | 103-109 | 110-113 | 114-120 |
А) Арифметические примеры и задачи (V кл., целые числа) | |||||||
Примеры на порядок действий | 384; 385; 401-403; 419; 434; 435; 491; 497; 537-540; 543-549 | 388-395; 399; 435; 445; 511; 480; 516; 517; 518; 541 | 398; 421; 422; 500; 512; 536; 542; 550; 572 | 411-413; 420; 425-427; 437; 443; 444; 501; 571; 11-13 | 410; 415-418; 438; 486; 490; 508-510; 513-514; 519; 14; 15 | 406; 414; 428; 506; 515; 520; 521; 551; 552 | 502-504; 522-524; 568; 16; 17 |
Набор карточек для VI классов | |||||||
477; 478; 603; 1-3 | 476; 482; 483; 605; 615; 616; 627 | 450-454; 479; 494; 495; 496; 498; 11-13 | 409; 411; 412; 413; 471-473; 636; 637; 640 | 415-418; 486-490; 571; 14-15 | 446-499; 562-566; 569; 641 | 570; 635; 16; 17 | 568 |
Набор карточек для VII классов | |||||||
476; 479; 1-3; 7; 28 | 429-604; 607-614; 617-618; 629; 632; 642; 18-20; 29-31; 35-38; 46 | 1; 237; 421-424; 410-413; 427; 4-6; 11-13; 23; 32; 39-42; 44; 45 | 415-418; 446-449; 386-491; 493; 499; 639; 650; 651; 8; 14; 15; 21; 22; 25 | 2; 439; 48; 467; 469; 553-561; 635; 653-656; 659; 24; 26; 27 | 502-504; 643-646; 649; 652; 657; 667; 669; 16; 17; 33 | 244; 245; 638; 645; 660; 666; 670; 671; 673; 34; 47; 54 | 246; 658; 661-665; 672; 9; 10 |
© Е.А. Дышинский (разработка учебных материалов), 1960-1970
© О.А. Леонтьева, С.А. Меньшикова (вёрстка), 2002
© А.П. Шестаков (подготовка к размещению в Internet), 2002