Для проведения вечера нужно подготовить три классных комнаты, актовый зал и коридор. В коридоре размещается кассовый зал, классные комнаты служат вагонами: "мягкий", "плацкартный" и "жесткий" (или "холодильник"). При наличии большого актового зала вся игра может быть проведена в нем, для чего нужно разделить его, например перегородками из стульев, на 4 части (рис. 26).
Рис. 26
При входе в кассовый зал на большом листе бумаги вывешены условия участия в игре-вечере.
"Ребята! Прочтите внимательно правила получения билетов для посадки в "Математический поезд".
1. При входе в кассовый зал получите посадочный талон-конверт с тремя задачами и шестью жетонами.
2. Садитесь за парту и, достав из конверта карточки-задания, ответьте на имеющиеся в них вопросы, решите задачи.
3. Запишите решения и ответы на листе бумаги и обратитесь в кассу за получением билета.
Примечание. Если вы не можете решить задачу талона или ответить на вопрос, обратитесь за помощью в "справочное бюро". В зависимости от содержания справки определяется "плата":
а) Проверка правильности решения задачи и указание ошибки бесплатно.
б) Просьба дать вопрос, помогающий найти путь решения задачи 1 жетон.
в) Подсказка пути решения задачи 2 жетона.
г) Просьба решить задачу 3 жетона.
Знайте!(Условия получения билета)
Билет в "мягкий вагон" выдается при правильном решении всех трех задач и предъявлении в кассу не менее трех жетонов. Правильное решение всех задач и наличие двух жетонов дает право на получение билета с "плацкартой". Для получения билета в "холодильник" достаточно одного жетона при правильном объяснении решений всех задач.
4. Полученный билет предъявите проводнику вагона.
Итак, "Математический поезд" составлен из трех вагонов: мягкий, плацкартный и холодильник. Желающие совершить путешествие должны приобрести билеты. Каждый участник игры при входе в вокзал получает конверт, содержащий три карточки-задания: на первой шуточный вопрос (задача), на второй задача практического содержания и на третьей занимательная задача.
ОБРАЗЕЦ КАРТОЧЕК В КОНВЕРТЕ
Карточка 1. В семье семь братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?
Карточка 2. Как, имея два ведра объемом 5 л и 9 л, принести из реки ровно 3 л воды?
Карточка 3. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 сек и за 15 сек проходит мимо телеграфного столба. Вычислить длину поезда и его скорость.
Подбор задач не случаен. Первые задачи задачи-шутки, вопросы логического характера. Они не требуют больших вычислений и знаний, рассчитаны на внимательность, смекалку и решаются устно. Вторые и третьи задачи требуют рассуждений и знания программного материала (вопросы делимости, типовые задачи и т.д.). Одна из этих задач задача повышенной трудности. Это сделано для того, чтобы не все учащиеся сразу попали в "мягкий вагон".
К получению билета в "мягкий вагон" должны стремиться все учащиеся на протяжении всего вечера. На первом этапе в него попадут только наиболее сильные, сообразительные. Но, как будет показано в дальнейшем описании, правила игры предусматривают возможности достижения цели при некоторой настойчивости каждым участником игры.
Кассовый зал оборудуется примерно так. Размещаются кассы (лучше две-три, каждая для одного-двух классов, чтобы не было очереди), около них расставляются столы с чистой бумагой и карандашами.
Кассы оборудуются просто, но так, чтобы привлекали внимание. Можно, например, взять лист картона (или плотной цветной бумаги), вырезать окно, если можно, то красочно оформить (рис. 27). Получается простой, но очень удобный и устойчивый макет для кассы. Он ставится на стол. Каждая касса обслуживается одним человеком. У него имеются решения всех задач. Справочное бюро оборудуется так же, как и кассы. Здесь сидят 2-3 ученика. Они имеют весь необходимый справочный материал по предложенным вопросам и задачам: решения всех задач и ответы к ним, наводящие и подсказывающие вопросы к каждой задаче. Справочное бюро в этой игре имеет исключительно важное значение. Его назначение помочь учащимся решить задачи самостоятельно и только в крайнем случае дать готовое решение, сообщить ответ. Ввиду обучающего характера справочного бюро желательно, чтобы руководил его работой учитель.
Рис. 27
На стенах кассового зала нужно развесить таблицы, диаграммы и другой справочный материал с тем, чтобы некоторые данные, необходимые для решения задач, учащиеся могли взять из них.
Ученики, получившие билеты, могут, не дожидаясь других ребят, входить в свои вагоны.
Кассовый зал работает 45 мин. За 10 мин до конца работы дежурным по вокзалу дается три звонка и объявляется посадка. Затем через пять минут дается два звонка и, наконец, после очередной пятиминутки последний звонок. Поезд отправляется!
Ученики, не получившие билетов, выбывают из игры (или производят посадку в холодильник).
В вагонах проводятся математические игры, математические викторины и другие развлечения. Различие вагонов состоит в том, что в "мягком" организуются лучшие игры и аттракционы, выделяются лучшие призы, нежели в "плацкартном" и тем более в "холодильнике".
Через каждые 15 мин после отправления поезда объявляются остановки (станции), например: "Головоломка", "Игровая", "Самодеятельная", "Танцевальная", "Рыболовная" и др. (На одну игру достаточно сделать 2-3 станции). На остановках все выходят из "вагонов" и в соответствии с названием остановки проводят массовые игры, соревнования, танцы и т. д. Продолжительность остановки 10-20 мин. Остановки могут быть тематическими и отражать одну тему. Например, "поезд" может быть историческим. Остановки: "Вавилонская", "Египетская", "Римская", "Славянская" и др. В этом случае на остановках делаются небольшие сообщения из истории математики, проводятся "экскурсии". Под остановки отводятся классные комнаты, которые соответствующим образом оформляются.
Если остановки носят характер состязаний, строятся по принципу "лабиринта" или "математических барьеров", то в свои вагоны возвращаются те, кто за 10-20 мин пройдут "лабиринт", преодолеют барьеры. Остальные считаются отставшими от поезда, не успевшими в свой вагон и попадают в вагоны на разряд ниже. (Красные билеты обмениваются на зеленые плацкартные, зеленые-на черные.)
Чтобы учащиеся могли переходить в другие вагоны, следует организовать работу "кассиров-компостаторов". Они предлагают учащимся перекомпостировать свои билеты путем решения одной-двух задач (так, для перехода из "плацкартного" вагона в "мягкий" или из "холодильника" в "плацкартный" достаточно решить одну задачу и сменить соответственно зеленый билет на красный, черный на зеленый). Для компостирования билетов в "плацкартном" вагоне и "холодильнике" отводятся уголки, где ставится стол (парта) для решения предлагаемых задач. Пассажиры "мягкого" вагона могут переходить из вагона в вагон свободно. Переходы разрешается делать только на остановках.
Если остановки организуются в виде состязаний, то победители получают право перехода в вагон разрядом выше.
Игра заканчивается прибытием "Математического поезда" на конечную остановку, например станцию "Призовая". На этой станции (актовый зал) могут быть проведены заключительная викторина, математический концерт, танцы, подвижные игры. Здесь же подводятся итоги игры, объявляются победители, выдаются призы за лучшее оформление и организацию остановок, вагонов и т. д.
Успех любой массовой игры во многом определяется ее организованностью. Поэтому нужно очень четко продумать последовательность ее проведения, установить дежурство (контролеры, проводники, дежурные по вокзалу, станциям и др.), продумать последовательность и содержание объявлений.
Интерес к игре должен поддерживаться всей организацией вечера. Большое значение в этом отношении имеет оформление всех его атрибутов. Вывески, плакаты, макеты, повязки для обслуживающего персонала, даже карточки-задания и билеты должны быть красочными, яркими. Все объявления, которых достаточно много на данном вечере, как-то: объявление о посадке, об отправлении поезда, объявление остановок, должны делаться четко, громко и в игровой форме. Например: "Внимание! Внимание! "Математический поезд" прибывает на станцию "Рыболовная". Стоянка 15 мин. Прослушайте правила пребывания на этой остановке! (Сообщаются правила.) Товарищи пассажиры! Соблюдайте порядок!" и т. д.
Опыт показывает, что наличие игрового мотива в сочетании с активной работой мысли при решении задач поддерживает бодрое настроение учащихся на протяжении всей игры, и вечер доставляет им удовольствие.
Игровая форма описанного вечера содержит большие возможности для проявления творчества как учащихся, так и учителя. Правила игры, содержание остановок могут быть изменены с учетом конкретной обстановки.
Ниже приводится описание некоторых остановок, приводится и перечень оборудования. Набор карточек-заданий дается в приложении.
СТАНЦИЯ "РЫБОЛОВНАЯ"
На остановке проводится игра, которую образно можно назвать "Математическая рыбалка". Под остановку отводится классная комната (рис. 28) или часть коридора. Середину застилают несколькими полосами голубой бумаги (речка).
Рис. 28
Из картона или плотной бумаги вырезают фигуры различных рыбок, к которым приделывают небольшие петли из проволоки. К. тыльной стороне каждой рыбки канцелярскими скрепками прикрепляется карточка с задачей, сложность которой определяет и вес рыбки. Вес пишется на тыльной стороне (рис. 29). Рыбки разбрасывают по голубой бумаге.
Рис. 29
Правила игры (Сообщаются при выходе из вагонов, после объявления остановки.).
Пассажиры каждого вагона делятся на команды по два-три человека. Каждой группе выдается удочка. На остановке каждая команда должна поймать не менее 1,5 кг рыбы на "уху". Рыба считается пойманной, если ее вытащили из "реки" удочкой и правильно решили прикрепленную к ней задачу. В случае ошибочного решения рыба отпускается в "реку". Проверка правильности решения осуществляется в "приемном пункте", который находится при выходе. Команда, наловившая 1,5 кг рыбы, получает право возвратиться в свой вагон. Команда, не успевшая выполнить этого задания, переходит в вагон на разряд ниже своего. Команда, которая за 15 мин сумеет "поймать" больше 2,5 кг рыбы, получает право перехода в вагон на один разряд выше своего. Излишки улова могут быть переданы товарищам.
Обмен билетов производится в "приемном пункте" по предъявлению "улова".
Для проведения этой игры нужно приготовить достаточное количество удочек (не менее 20 штук) и нужное число рыбок. Для изготовления удочки берется тонкая палочка (около 1 м длины) и такой же длины нитка, к одному концу которой привязывается крючок из алюминиевой или медной проволоки. Рыбки делаются различной величины в соответствии с их видом (от 10 до 25 см длины) и обязательно раскрашиваются (см. приложение V, таблицы 34-39).
Таблица размеров рыб (в приемном пункте должна находиться таблица веса)
Наименование | Кол-во (шт.) | Вес (г) | Длина (см) |
---|---|---|---|
Сороги | 30 | 200 | 10 |
Окуни | 15 | 300 | 10 |
Окуни | 10 | 500 | 15 |
Лещи | 10 | 750 | 15 |
Щуки | 10 | 1000 | 20 |
Судаки | 5 | 2000 | 25 |
СТАНЦИЯ "ГЛАЗОМЕРНАЯ"
На остановке проводится викторина в виде игры, которую образно можно назвать "глазомерным базаром".
Правила (Сообщаются перед выходом из вагонов). Чтобы возвратиться в свой вагон, нужно за 10-15 мин набрать три жетона, которые выдаются за правильное определение на глаз длин, площадей, объемов, веса различных фигур, моделей, тел и т. д. Базар проводится так. В классной комнате (или другом помещении) организуется три "уголка":
1. "Проверь свою наблюдательность!"
2. "Проверь остроту глазомера!"
3. "Проверь точность глазомера!"
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ "УГОЛКОВ"
1. "ПРОВЕРЬ СВОЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ!"
Здесь стоит стол с картотекой, сидит контролер, который проверяет правильность и точность ответов, выдает жетоны (например, в виде треугольников красного цвета).
Каждый участник игры подходит к картотеке и вытягивает карточку с вопросом. После обдумывания подходит к контролеру и сообщает ответ. Если ответ не является грубо ошибочным, о чем контролер может судить по нормам отклонений, которые у него имеются, то ученик получает жетон и может проверять свой глазомер в следующем уголке. Если ответ ученика превышает нормы отклонений, ему сообщается правильный ответ и предлагается взять другую карточку. Ученик, ответ которого будет отличен от истинного в 10 и более раз, наказывается контролером заменой его билета на билет в вагон разрядом ниже.
Чтобы настроить учеников на вдумчивую работу, полезно в комнате вывесить плакаты:
а) "Семь раз примерь, один раз отрежь!"
б) "Поспешишь людей насмешишь!" и др.
Полезно оформить в виде плаката-предупреждения правило этого уголка: "Берегись ошибиться в 10 раз!"
Вопросы для картотеки "Проверь свою наблюдательность!"
№ пп. | Содержание вопроса | Ответ | Допустимый ответ |
---|---|---|---|
1 | Каков диаметр пятикопеечной монеты? | 25 мм | 20-30 мм |
2 | Какова длина железнодорожного рельса? | 12,5 м | 10-15 м |
3 | Какова высота нашей школы? | ||
4 | Какова высота этого класса? | ||
5 | Какова ширина улицы, на которой стоит наша школа? | ||
6 | Какова высота четырехэтажного дома? | 16 м | 12-20 м |
7 | Чему равна высота пассажирского железнодорожного вагона? | 3,5 м | 2,5-4 м |
8 | Какова толщина стопки писчей бумаги в 100 листов? | 7 мм | 5-10 мм |
9 | Какова высота телеграфного столба? | 6,4 м | 4-8 м |
10 | Какова длина обычного карандаша? | 178 мм | 15-20 см |
11 | Какова длина четырехосного пассажирского вагона? | 23,6 м | 18-30 м |
12 | Какова средняя скорость пешехода? | 5 км/ч | 4-6 км/ч |
13 | За сколько времени спортсмен может пробежать пять километров? | 14 мин | 14-20 мин |
14 | Назовите среднюю скорость лыжника? | 20 км/ч | 15-25 км/ч |
15 | Назовите среднюю скорость электропоезда? | 60 км/ч | 40-100 км/ч |
16 | Сколько весит ученическая тетрадь в 12 листов? | 35 г | 20-50 г |
17 | Сколько весит сердце взрослого человека? | 500 г | 400-1000 г |
18 | Сколько весит кирпич? | 4 кг | 2-5 кг |
19 | Сколько весит футбольный мяч? | 400 г | 200-600 г |
20 | Сколько весит 1 дм3 железа? | 7 кг 600 г | 5-10 кг |
21 | Что тяжелее, 1 м3 железа или автомобиль "Волга"? | 1 м3 железа | |
22 | Сколько весит воробей? | 60 г | 30-100 г |
23 | Сколько весит слон? | 5 т | 2-7 т |
24 | Сколько весит крупная породистая свинья? | 200 кг | 100-300 кг |
25 | Сколько весит автомобиль "Волга"? | 1460 кг | 1-2 т |
26 | Сколько кубических сантиметров жидкости вмещает столовая ложка? | 12-15 см3 | 10-20 см3 |
27 | Какова грузоподъемность четырехосного товарного вагона? | 60 т | 40-80 т |
28 | Каков объем железнодорожной цистерны? | 50 м3 | 40-60 м3 |
29 | Сколько весит паровоз? | 150-200 т | 100-250 т |
30 | Какова суточная производительность одной доменной печи? | 2000 т | 1000-3000 т |
31 | Сколько груза может увезти лошадь? | 500 кг | 300-800 кг |
32 | Сколько человек живет в нашем городе (селе)? | ||
33 | Сколько человек живет в нашей области? | ||
34 | Сколько литров молока можно надоить от одной коровы? | 10-15 л | 8-20 л |
35 | Сколько рублей стоит строительство нашей школы? | ||
36 | Сколько ударов в минуту делает пульс взрослого человека? | 70-80 | 50-100 |
37 | Сколько литров бензина расходует "Москвич" на 100 км пути? | 7 л | 5-10 л |
38 | Сколько копеек (монетами в 1 копейку) можно уложить в одном дм3? | 5400 | 3-8 тыс. |
39 | Сколько мест в одном плацкартном железнодорожном вагоне? | 56 | 50-100 |
2. "ПРОВЕРЬ ОСТРОТУ ГЛАЗОМЕРА!"
В уголке оборудуются три стола. На первом разложены фигуры из картона и задание-плакат: "Найдите две фигуры одинаковой площади". Фигуры нужно брать самой разнообразной формы, размеров, цвета.
Например:
Фигуры пронумерованы. У контролера, который сидит за одним из столов, имеются ответы в виде таблицы пар равных по площади фигур; для приведенных на рисунке фигур в таблице будут пары (1; 4), (2; 3). Достаточно иметь 20 пар равных по площади фигур.
На втором столе расставлены тела (предметы), имеющие попарно равные веса, и приколот плакат: "Найдите два тела одинакового веса". Тела (предметы) также имеют нумерацию. Достаточно иметь 10 попарно равных по весу тел.
На третьем столе расставлены модели (предметы), имеющие попарно равные объемы. Прикреплен плакат: "Найдите два предмета одинакового объема". Достаточно иметь 10 попарно равных по объему предметов.
Порядок проведения. Каждый ученик подходит к одному из столов. Берет одну из фигур (модель, предмет) и находит равную ей (по площади, объему, весу). Контролеру сообщает номера взятых фигур. Если ответ верен, выдается жетон определенного цвета (например, треугольник синего цвета). Если ответ неверен, то предлагается выполнить задание другого стола и т. д., до правильного ответа!
3. "ПРОВЕРЬ ТОЧНОСТЬ ГЛАЗОМЕРА!"
Уголок организуется около доски. На доске написаны задания, например: начертите отрезок в 20 см, 40 см, 1 м и др. Нарисуйте квадрат площадью в 1 кв. дм, 4 кв. дм, прямоугольник площадью в 800 кв. см и др. Для выполнения заданий оставлено место. Кроме этого, вывешивается стенд из бумаги, на котором начерчены отрезки прямых (до 5), отрезки кривых (до 5), углы в 30°, 45°, 60°, 35°, 40° и др., прикреплены спирали из проволоки, пружины, бумажные ленты (кусочек серпантина), куски фотопленки от узкопленочного фотоаппарата и т. д.
Кроме стенда и доски, ставятся три стола. На первом раскладываются фигуры (из картона или бумаги) различной формы и размеров, например:
Прикалывается задание-плакат: "Определите площадь фигуры". На втором расставляются различные модели, например:
Задание-плакат: "Определите объем модели". На третьем размещаются тела из различного материала, различного веса (ком ваты, рулон бумаги, ком проволоки,' металлические и деревянные предметы и др.).
Задание: "Определите вес предмета". Все задания (фигуры, модели, тела) нумеруются.
Правила контроля такие же, как и в предыдущем уголке (Этот уголок можно совместить с уголком "Проверь остроту глазомера", что менее желательно). Отличие в том, что ответы учеников будут приближенными, а поэтому у контролера должна быть таблица "точных" ответов и границы допустимых отклонений. Жетон (например, треугольник зеленого цвета) выдается за ответ, находящийся в допустимых границах точности.
Ученик, получивший три жетона различного цвета, получает право обмена своего билета (жетона) на билет более высокого разряда (из "холодильника" в "плацкартный", из "плацкартного" в "мягкий"). Ученик, не получивший за 10 мин трех жетонов, считается отставшим от поезда и обменивает свой билет на билет в вагон разрядом ниже. Обмен производится при выходе из станции "Глазомерная".
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Основным содержанием игры "Математический поезд" является решение разнообразных задач. В ходе игры учащимся предлагаются задачи-шутки, успех решения которых зависит от внимательного чтения условия, и простейшие логические задачи, требующие рассуждений. Наряду с типовыми задачами, умение решать которые зависит от знаний приемов, изученных на уроках, даются нешаблонные задачи, задачи занимательного характера, практические задачи и т. д. Поэтому для успешного проведения игры нужна большая подготовительная работа.
Игра является как бы итогом, формой проверки эффективности всей предыдущей работы.
В процессе подготовительной работы нужно: во-первых, зажечь учащихся желанием участвовать в игре, добиться, чтобы в подготовке к ней, а следовательно, и в самой игре, принимало участие большинство учащихся. Во-вторых, подготовить необходимые материалы и оборудование. Для этого нужно использовать другие формы внеклассной работы, активизировать работу кружков. Так, в классах, участвующих в игре, необходимо провести несколько математических часов по решению задач повышенной трудности, логических задач, задач на смекалку. Их можно выбрать из карточек-заданий, используемых в игре. В этом нет ничего плохого. Наоборот, зная, что предлагаемые задачи будут использованы в игре и кому-нибудь попадутся, учащиеся с большим вниманием будут разбирать их решения. В этом мы неоднократно убеждались на практике.
Все бюллетени должны выходить под лозунгами "Готовьтесь к путешествию на "Математическом поезде"! "Скоро игра пятых (или шестых) классов "Математический поезд"! и др.
Основным содержанием бюллетеней должен быть разбор вопросов и задач, аналогичных используемым на вечере, публикация задач для домашнего решения. В первых номерах должно быть дано краткое описание игры.
Для руководства подготовкой к игре и ее проведения, для подготовки необходимого оборудования целесообразно выделить один-два старших класса (VIII-X). В начале подготовки нужно провести с учащимися этих классов инструктивное занятие, на котором познакомить их с правилами игры и распределить поручения. Одну часть старшеклассников назначить для проведения самого вечера; другую для подготовки учащихся к нему в качестве консультантов (по решению задач, выпуску бюллетеней); третью для подготовки оборудования.
В конце подготовительного периода полезно провести генеральную репетицию (игру в целом).
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
I. Учись правильно рассуждать!
а) Решение логических задач:
1. Задача с шарами (№ 445).
2. Задача с ключами (№ 448).
3. Задача на переливание (№ 487).
б) Викторина (вопросы на смекалку и задачи-шутки, № 250-269).
II. Учись решать без вычислений!
а) Решение числовых логических задач (№ 439-442).
б) Решение примеров на нахождение последних цифр произведения (№ 550, 551).
III. Учись применять графики для решения задач!
а) Математика пассажира:
1. Задача на движение плота (№ 519, 521).
2. Задача на встречное движение двух поездов (№ 509).
б) Глазомерная викторина.
IV. Учись применять графики для решения задач!
а) Занимательные задачи:
1. Задача о лошади и муле (№ 410).
2. Задача на определение возраста (№ 419, 421).
б) Задачи на взвешивание рыб (из 'набора задач № 352, 362, 380).
Полезно в период подготовки к игре выпустить несколько математических бюллетеней. Достаточно, если каждый класс выпустит по два номера. При наличии хотя бы трех параллельных классов вы будете иметь 6 бюллетеней, что даст возможность еженедельно менять их в' каждом классе.
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Вывески
1. Кассовый зал.
2. Мягкий вагон
3. Плацкартный вагон
4. Холодильник.
5. Станция "Глазомерная".
6. Станция "Рыболовная".
7. Приемный пункт.
8. Проверь свою наблюдательность!
9. Проверь остроту глазомера!
10. Проверь точность глазомера!
11. Выдача талонов.
12. Кассир-компостатор (2 экз.)
Вывески 1-7 пишутся крупно на бумаге размером 60 смХ\Ь см. Вывески 8-12 на полосках бумаги размером 80 смХ 20 см.
Плакаты
1. Семь раз примерь один раз отрежь!
2. Поспешишь людей насмешишь!
3. Берегись ошибиться в 10 раз!
3адания-плакаты
1. Найдите две фигуры равные по площади!
2. Найдите два тела равного веса!
3. Найдите два предмета равного объема!
4. Определите площадь фигуры!
5. Определите объем модели!
6. Определите вес предмета! Задания-плакаты пишутся на бумаге формата 60 см x l5 см.
Макеты (из картона или плотной цветной бумаги)
1. Касса № 1 (для V А и V B классов).
2. Касса № 2 (для V В и V Г классов).
3. Справочное бюро (2 макета).
Таблицы и стенды
1. Правила получения билетов (при входе в вокзал).
2. Такса справочного бюро (для макетов справочного бюро).
3. Условия получения билета (для макетов касс).
4. Таблица "Задачи на переливание"
5. Таблица "Задачи на движение".
6. Стенд "Проверь свой глазомер!"
Карточки-задания
1. 40 конвертов, по три карточки в каждом (посадочные талоны). Размер карточек 144 мм Х 102 мм
2. Карточки-задания для картотеки уголка "Проверь наблюдательность" 40 штук. Размер 102 мм Х 72 мм.
3. Карточки-задания для станции "Рыболовная":
а) 46 карточек размером 102 мм Х 36 мм (для примеров),
б) 34 карточки размером 102 мм Х 72 мм (для задач).
ФИГУРЫ И МАКЕТЫ ИЗ КАРТОНА, ТЕЛА
А. Для уголка "Проверь остроту глазомера!"
1. 40 попарно равных по площади фигур. Размеры различные.
2. 20 попарно равных по весу предметов (подобрать книги, стопки тетрадей, бруски из дерева, металлические предметы, коробки с гвоздями, песком и т.д.).
3. 20 попарно равных по объему предметов. Лучше сделать модели призм и параллелепипедов с вырезами из плотной бумаги (картона) или модели из дерева. Можно склеить модели различной формы из спичечных коробок или сколотить из брусков дерева и др. При соответствующей оклейке и покраске они будут приятно выглядеть.
Б. Для уголка "Проверь точность глазомер а!"
1. 20-30 различных по величине фигур из картона.
2. 20 моделей параллелепипедов с вырезами, призм из картона или дерева.
3. 20 предметов для определения веса.
В. Для станции "Рыболовная"
Фигуры рыбок (80 штук) из плотной бумаги.
Билеты
Из цветной бумаги в форме прямоугольника размером 50 мм X 35 мм; для "мягкого" вагона красные (80 штук); для "плацкартного" зеленые (40 штук), для "холодильника" черные (20 штук).
Жетоны
а) Для станции "Глазомерная" из цветной бумаги в форме равностороннего треугольника со стороной 25 мм (трех цветов по 60 штук);
б) для конвертов (по 6 жетонов на участника)- из бумаги в форме квадрата со стороной 25 мм.
Удочки для станции "Рыболовная" (20 штук).
Повязки из материала (или бумаги) с соответствующими надписями (по списку обслуживающего персонала).
Примечание. Все оборудование вечера в дальнейшем может быть использовано на других вечерах, при проведении других игр, занятий кружков, а также при проведении уроков.
СПИСОК ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
1. Начальник вокзала (учитель) отвечает за организацию всей игры.
2. Дежурный по кассовому залу (1 чел.) следит за порядком в зале, отвечает на вопросы пассажиров.
3. Начальник поезда (учитель) организует работу в вагонах, объявляет отправление поезда.
4. Проводники (6 чел.) проверяют билеты, организуют игры в вагонах, объявляют остановки и рассказывают правила организации работы на остановках.
5. Кассиры (4 чел.) проверяют правильность решения задач, выдают билеты.
6. Кассиры-компостаторы (2 чел.) дают дополнительные задания, выдают билеты.
7. Работники справочного бюро (4 чел.) проверяют ответы задач, дают консультацию по задачам.
8. Начальники станций (по количеству остановок) отвечают за работу учащихся на остановках.
9. Контролеры на ст. "Глазомерная" (4 чел.): трое в уголках, четвертый на выходе для обмена билетов. Проверяют правильность ответов, выдают жетоны. Контролер на выходе производит обмен билетов.
10. Контролеры "приемного пункта" на станции "Рыболовная" (2 чел.). Принимают "улов рыбы" (проверяют решения задач) и обменивают билеты.
Набор задач для игры "Математический поезд"
а) Для посадочных талонов
Задачи-шутки и легкие упражнения | Задачи практического содержания и задачи повышенной трудности | Занимательные задачи |
---|---|---|
250-269; 383-385; 401-403; 430-432; 434; 435; 443-445; 536-541; 543-550; 556; 557 | 303; 430; 455; 457; 459-466; 468; 470; 474; 475; 480; 481; 485-493; 496-501; 507; 508; 511-514; 516-519; 567; 571; 590; 591; 595; 596; 602 | 386-396; 397-403; 410-413; 419; 421; 422; 425-427; 573-576; 579-582; 584-587 |
б) Для "компостирования" билетов в "холодильнике" и "плацкартном" вагонах использовать задачи №№ 270-288; 589-602.
в) Для станции "Рыболовная"
Условный вес задач
200 г | 300 г | 500 г | 750 г | 1 кг | 2 кг |
---|---|---|---|---|---|
Примеры для устного счета | 275; 345-348; 350; 351; 354; 356; 357; 366 | 349; 352; 355; 358-361; 363; 364; 365; 367 | 353; 362; 370-372; 374; 375; 377; 378 | 369; 373; 376; 379-382 |
Примечание. При большом количестве учеников на вечере для карточек-заданий посадочных талонов можно дополнительно брать примеры для устного счета (первые карточки), №№ 589-602 (вторые) и №№ 270-288 (третьи карточки).
© Е.А. Дышинский (разработка учебных материалов), 1960-1970
© О.А. Леонтьева, С.А. Меньшикова (вёрстка), 2002
© А.П. Шестаков (подготовка к размещению в Internet), 2002