Задачи III-го (областного) этапа областной
олимпиады школьников по информатике
(базовый курс, тестирование)
(8-9 класс, 2000-2001 учебный год, Пермская область)

 

1. Сколько цветов максимально можно использовать при создании изображения размером 350 * 200, чтобы его размер не превысил 60 Кбайт памяти?

A. 7; B. 8; C. 128; D. 256; E. 2.

2. Дано исходное состояние таблицы:

  A  B 
 1 15
2=A1+1=A2*B1

После выполнения команды КОПИРОВАТЬ A2:B2 в A3:B6 значения клеток A6 и B6 будут равны соответственно

A. 0 и 0; B. 1 и 5; C. 2 и 10; D. 6 и 3600; E. 2 и 160.

3. Сообщение, закодированное с помощью четырёхсимвольного кода, передавалось 30 секунд со скоростью 100 симв/мин. Каков объем этого сообщения?

A. 3000 бит; B. 100 байт; C. 100 бит; D. 4 байта; E. 25 байт.

4. Выбрать высказывание, для которого будет истинно следующее логическое выражение:

(X<0) И (Y>=0) И (Z>=0) ИЛИ (Y<0) И (X>=0) И (Z>=0) ИЛИ (Z<0) И (X>=0) И (Y>=0)
A. хотя бы одно из чисел X, Y, Z положительно; B. хотя бы одно из чисел X, Y, Z отрицательно; C. хотя бы одно из чисел X, Y, Z не является положительным; D. только одно из чисел является отрицательным; E. только одно из чисел является положительным.

5. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 22; 984; 1010; А219?

A. 9; B. 10; C. 11; D. 16; E. 2.

6. Выполнить умножение 13(13) * 28,1(13). Нижним индексом обозначено основание системы счисления.

A. 34,1(13); B. 32C,3(13); C. 32В,1(13); D. 385,3(13); E. 355,3(13).

7. Четыре юных филателиста: Митя, Толя, Петя и Саша — купили почтовые марки. Каждый из них покупал марки только одной страны, причем двое из них купили российские марки, один — болгарские и один — чешские. Известно, что Митя и Толя купили марки двух разных стран. Марки разных стран купили также Митя с Сашей, Петя с Сашей, Петя с Митей и Толя с Сашей. Кроме того, известно, что Митя купил не болгарские марки. Кто купил чешские марки?

A. Митя; B. Толя; C. Петя; D. Саша; E. Толя или Саша.

8. Сколько информации несет сообщение о том, что было угадано число в диапазоне целых чисел от 784 до 911?

A. 128 бит; B. 6 бит; C. 127 бит; D. 7 бит; E. 911 бит.

9. Каждый из жителей города является либо рыцарем (всегда говорит правду), либо лжецом (всегда лжет). Житель А сказал "Я лжец" ИЛИ "В рыцарь". Отсюда следует истинность утверждения:

A. А и В — рыцари; B. вывода об А сделать нельзя, В — лжец; C. В — лжец, А — рыцарь; D. А и В — лжецы; E. А — лжец, вывода о В сделать нельзя.

10. Выбрать фрагмент текста "12k", "kzn", "z21", "Яzk", "21Я", имеющий максимальную сумму кодов символов (в таблице ASCII).

A. "12k"; B. "kzn"; C. "z21"; D. "Яzk"; E. "21Я".

Имеется графический исполнитель Чертежник. Система команд исполнителя: Подними перо; Опусти перо; Переведи в точку (число, число) — где бы ни было перо перед выполнением этой команды, после ее выполнения оно окажется в точке с указанными координатами; Сдвинь на вектор (число, число) — перо будет сдвинуто из текущей точки на вектор, равный по величине и направлению указанному вектору. Вектор задается координатами своего конца. Начало вектора — точка с координатами (0;0). Повторить <число> раз <группа команд исполнителя> Конец — конструкция повторения.

11. Чертежник рисует некоторую фигуру, используя только команды Подними перо, Сдвинь на вектор и Опусти перо. Что будет рисовать Чертежник, если в его программе заменить знак на противоположный у всех координат Х?

A. фигуру, симметричную относительно оси Х; B. фигуру, симметричную относительно начала координат; C. фигуру, симметричную относительно оси Y; D. фигуру, симметричную относительно прямой Y = X; E. фигуру, симметричную относительно прямой Y = -X.

12. Чертежник, выполнив команду сдвинь на вектор, переместил перо из точки (2; 4) в точку (5; -3). В какую точку переместится перо Чертежника из точки (-1; 2) после выполнения той же команды?

A. (4; -1); B. (3; -7); C. (2; -5); D. (-4; 9); E. (-3; 7).

13. В какую точку попадет Чертежник после выполнения программы:

   
         Переведи в точку(2; 1);
         Сдвинь на вектор(0; 3);
         Опусти перо;
         Повторить 10 раз
              Сдвинь на вектор(1; 0);
              Сдвинь на вектор(0; -1)
         Конец; 
         Повторить 10 раз
              Сдвинь на вектор(-1; 0);
              Сдвинь на вектор(0; 1)
         Конец;
         Подними перо;
A. (24; -16); B. (22; -21); C. (5; 3); D. (2; 1); E. (2; 4).

14. Чертежник рисует замкнутую ломаную кривую, выполняя следующую программу:

         Переведи в точку (10; 10);
         Опусти перо;
         Сдвинь на вектор(2; -5);
         Сдвинь на вектор(2; 6);
         Сдвинь на вектор(2; -5);
         Сдвинь на вектор(5; 0); 
         Сдвинь на вектор(X; Y);

Восстановите числа X и Y в последней команде.

A. X = 10; Y = 10; B. X = -11; Y = 4; C. X = 11; Y = -4; D. X = -10; Y = -10; E. X = 2; Y = -5.

15. Два исполнителя — Мульти и Пульти проставляют 0 или 1 в каждую из имеющихся в их распоряжении клеточек. Мульти может закодировать таким образом 64 символа, а Пульти в 2 раза меньше. Выбрать верное высказывание:

A. в распоряжении Мульти в два раза больше клеточек, чем у Пульти; B. в распоряжении Мульти в два раза меньше клеточек, чем у Пульти; C. в распоряжении Мульти на 32 клеточки больше, чем у Пульти; D. в распоряжении Мульти на 1 клеточку меньше, чем у Пульти; E. в распоряжении Мульти на 1 клеточку больше, чем у Пульти.

16. В очереди за билетами в кино стоят: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что
— Юра купил билет раньше, чем Миша, но позже Олега;
— Володя и Олег не стояли рядом;
— Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей.
Определить, в каком порядке ребята стояли в очереди?

A. Саша, Миша, Володя, Юра, Олег; B. Миша, Юра, Олег, Саша, Володя; C. Олег, Юра, Миша, Володя, Саша; D. Олег, Юра, Володя, Миша, Саша; E. Саша, Миша, Олег, Юра, Володя.

17. Известно, что Лев лжет по понедельникам, вторникам и средам и в остальные дни говорит правду, а Единорог лжет по четвергам, пятницам и субботам и говорит правду в остальные дни. Однажды Лев сказал: "Вчера был один из дней, когда я лгу.", на что Единорог заметил: "Вчера был один из дней, когда я тоже лгу." День беседы:

A. вторник; B. среда; C. четверг; D. суббота; E. воскресенье.
Диаграмма

18. Какой диапазон клеток не учитывался при построении диаграммы?

  A  B  C 
 1 202025
2152535
353540
A. A1:C1;
B. A1:A3;
C. B1:B3;
D. C1:C3;
E. A2:C2.

19. Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул. Знак $ означает абсолютный адрес.

  A  B  C  D 
 1 1102030
2 =B1+A$1  
3 100  

Чему будут равны значения клеток C3 и D3 (после выхода из режима отображения формул), если в них было скопировано содержимое клетки В2?

A. 1 и 1; B. 21 и 31; C. 21 и 120; D. 12 и 101; E. 10 и 20.

20. Двоичное число после перевода в систему счисления с основанием 4 содержит 8 цифр. Сколько цифр будет содержать это число после перевода в систему счисления с основанием 16?

A. 16; B. 8; C. 4; D. 6; E. 1.

21. Для записи целых чисел в системе счисления "8-6-4-2" в младшем разряде используются цифры двоичной системы счисления; в следующем разряде — цифры системы счисления с основанием 4; в третьем разряде — система счисления с основанием 6; в четвертом разряде — восьмеричная система счисления. Выбрать максимальное четырехзначное число в этой системе счисления.

A. 8642; B. 7531; C. 9999; D. 2468; E. 1357.

22. В корзине лежат 32 яблока, 16 груш, 8 персиков и 4 банана. Количество бит информации в сообщении, что достали яблоко обозначим Я, грушу — Г, персик — П, банан — Б. Справедливо соотношение

A. Я>Г>П>Б; B. П>Б>Г>Я; C. Г>Я>П>Б; D. Я<Г<П<Б; E. Г<П<Б<Я.

23. Оплата за электроэнергию производится следующим образом: Норма на одного жильца составляет 50 Квт-час в месяц; оплата электроэнергии в пределах нормы — 40 копеек за 1 Квт-час; сверх нормы — 50 копеек за 1 Квт-час. Дан фрагмент таблицы, содержащий сведения о расходе электроэнергии жильцами. Какую формулу следует занести в клетку D5, чтобы расчет производился автоматически при изменении исходных данных и копировании ячейки D5 в последующие строки?

  A  B  C  D 
 1 норма (КВт/ч)50  
2 нормасверх нормы 
3стоимость 1 КВт/ч (руб.)0,40,5 
4№ квартирыжильцыэнергияоплата
533300
A. =ЕСЛИ(B1*B5>=C5;C5*B3;B1*B5*B3+(C5-B1*B5)*C3)
B. =ЕСЛИ(B1*B5<=C5;C5*B3;B1*B5*B3+(C5-B1*B5)*C3)
C. =ЕСЛИ($B$1*B5>=C5;C5*$B$3;$B$1*B5*$B$3+(C5-$B$1*B5)*$C$3)
D. =ЕСЛИ($B$1*B5<=C5;C5*$B$3;$B$1*B5*$B$3+(C5-$B$1*B5)*$C$3)
E. =ЕСЛИ(B1*B5>=C5;C5*$B$3;B1*B5*$B$3+(C5-B1*B5)*$C$3)

24. Дан фрагмент таблицы:

  A  B 
 1 1=A2*4+B2
22=3+B3
3=A1+A2 
A. СУММ(В1:В2)
B. СУММ(В1:В3)
C. (А1+В1)/B2
D. B2/ СУММ(А1:А3)
E. СУММ(А1:А3)

Какая из формул может быть вставлена в клетку с адресом В3?

25. В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего шаров в корзине?

A. 24; B. 4; C. 72; D. 36; E. 22.

База данных "Расписание уроков" задана таблицей. Записи в таблице пронумерованы.

 День№ урокаКабинетПредметУчительКласс
1  Пн233информатикаКулаков
2Пн431химияПетрова
3Ср121историяИванова10б
4Вт321литератураЗырянова10а
5Чт428химияПетрова
6Пт341математикаГолубев
7Пт340физикаПанова10а
8Пн232информатикаКнязева

26. Определить ключ таблицы.

A. День+№ урока; B. День+№ урока+Предмет; C. День+Учитель; D. День+№ урока+Кабинет; E. № урока+Кабинет.

27. В каком порядке будут следовать записи, если таблицу отсортировать по полям: День(в порядке убывания)+№ урока(в порядке возрастания)+Кабинет(в порядке возрастания)?

A. 5; 3; 7; 6; 8; 1; 2; 4; B. 8; 1; 2; 4; 3; 5; 7; 6; C. 1; 8; 2; 4; 3; 5; 7; 6; D. 8; 1; 2; 4; 3; 5; 6; 7; E. 5; 3; 8; 1; 2;7; 6; 4.

28. Какие записи удовлетворяют запросу: День>"Ср"?

A. 5; 6; 7; B. 5; C. таких записей нет; D. 1; 2; 4; 8; E. 1; 2; 4; 5; 6; 7; 8.

29. Сформулировать условие запроса, позволяющее получить информацию о том, где проводит уроки учитель Петрова по понедельникам и вторникам.

A. Учитель="Петрова" AND День="Пн" AND День="Вт";
B. Учитель="Петрова" OR (День="Пн" AND День="Вт");
C. Учитель="Петрова" AND День="Пн" OR День="Вт";
D. Учитель="Петрова" AND (День="Пн" OR День="Вт");
E. (Учитель="Петрова" AND День="Пн") OR День="Вт".

30. Какие записи удовлетворяют запросу: Урок>=1 AND Урок<=3 AND Класс="9a" OR Класс="9б"?

A. 1; 8; B. 1; 5; 8; C. таких записей нет; D. 1; 2; 5; 8; E. 1; 3; 4; 6; 7; 8.

 

© Пермский областной Оргкомитет олимпиад школьников по информатике, 2001

Рейтинг ресурсов УралWeb
Сайт создан в системе uCoz